11.02.2024
Количество просмотров: 99
Лишь четыре-пять процентов денег, похищенных мошенниками у рядовых граждан, возвращаются владельцам. Такая статистика представлена в официальном письме за авторством главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, которое он направил руководителям фракций с просьбой ознакомить с ним депутатов. По мнению Аксакова, парламентарии должны рассказывать гражданам о мерах «повышения финансовой грамотности» на региональной неделе, которая началась 5 февраля и продлится до 11 февраля. «Парламентская газета» подробно ознакомилась с документом.
Масштаб проблемы
В письмах, разосланных во фракции, содержится информация, которую депутаты могут донести до людей, чтобы обезопасить их от мошенников, сказал «Парламентской газете» сам Анатолий Аксаков: «Чтобы депутаты при встречах с избирателями могли им рассказать об основных признаках действий мошенников, посоветовать, как себя вести в разных ситуациях».
По словам Аксакова, к нему обращались в том числе и коллеги-парламентарии, которые сообщали, что количество случаев мошенничества, воровства, социальной инженерии, когда выманивают деньги у людей, резко увеличилось, и спрашивали, как они могут помочь обезопасить граждан.
Как отмечается в письме, проблема мошенничества в России растет угрожающими темпами. В одном лишь 2022 году только телефонные и интернет-мошенники выманили у людей больше 14 миллиардов рублей. А за третий квартал 2023 года, согласно данным Банка России, было совершено более 280 тысяч финансовых операций без согласия клиентов. А всего за три квартала объем денег, осевших на мошеннических счетах, составил почти 11,8 миллиарда рублей, из которых даже по мере раскрытия новых и новых дел возвращаются владельцам всего около четырех-пяти процентов ежеквартально.
«При этом государство и банки не могут помочь, когда клиент самостоятельно переводит средства мошенникам, — говорится в документе. —
Нередки случаи, когда клиент не доверяет банку, который предупреждает его о переводе денег мошенникам, все равно осуществляет перевод, а дальше уже сделать ничего невозможно — мошенники выводят деньги со счетов за несколько минут».
Законы в защиту
В письме также обращено внимание на тех, кого называют дропперами, — это люди, которые неосознанно, поддавшись на обман и уговоры, используют счета для вывода похищенных денег или, к примеру, снимают деньги с чужих карт в банкоматах. Есть и дропперы уровнем выше — те, кто оформляет на себя банковские карты, а потом за небольшое вознаграждение передает их скупщикам. Как правило, в этом занята молодежь, польстившаяся на легкие деньги. Вот только за подобные махинации тоже положена ответственность — до шести лет тюрьмы по статье 187 УК «Неправомерный оборот средств платежей». А в обозримом будущем, по словам Аксакова, наказание могут ужесточить — сейчас в разработке находится соответствующий законопроект.
«В июле этого года также вступит в силу новый закон, согласно которому банк, допустивший перевод денег на мошеннический счет, зарегистрированный в специальной базе ЦБ РФ, будет обязан возместить эти деньги клиенту, — говорится в документе. — З
аконом также предусматривается двухдневный период «охлаждения», во время которого уже совершенный перевод будет заморожен, а человек, который его отправил, получит возможность немного подумать и отозвать деньги обратно».
Помнить и не забыть
В заключение в письме Аксаков привел три простых правила, которые позволят любому человеку защититься от мошеннических действий:
- Нельзя никому передавать свои банковские карты, реквизиты, пароль и коды из смс. И уж тем более их никогда не запрашивают сотрудники Банка России.
-
Нельзя переводить деньги незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками ЦБ, МВД, ФСБ или Следственного комитета. Также следует помнить, что в России не существует никаких «единых», «специальных» и «безопасных» счетов, куда нужно положить деньги, если их якобы хотят украсть.
-
Если вам поступил звонок от близкого человека, попавшего в беду, перепроверьте информацию — например, перезвоните этому человеку и спросите, все ли с ним в порядке. Это займет максимум пять минут, за которые опасная ситуация, даже если она действительно случилась, никак не усугубится.
Источник: "Парламентская газета"
Изображение размещено из открытых источников