Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Эксперт рассказал, из чего складывается платеж за воду и отопление

22.07.2022

Количество просмотров: 146

Каждый год с июля в России обновляются тарифы на основные коммунальные услуги, а значит, появляется повод для различных вопросов. Возникли они и у читателей "Российской газеты". Объяснить механизмы формирования тарифов мы попросили Николая Малькова, заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Кировской области.
Почему у нас и в соседнем городе так сильно отличается плата за отопление, хотя ограничения на рост вроде бы едины?

Николай Мальков: Нужно различать два типа тарифов, применяемых ресурсоснабжающими организациями в отношении потребителей.

Во-первых, это собственно экономически обоснованные тарифы, которые применяются в отношении производителей. Они основаны на его издержках и некоторой норме прибыли. Следовательно, на них не распространяются ограничения, цены на услуги зависят от массы факторов, в том числе от общей инфляции до найма нового "кочегара" в конкретном селе. Как правило на тариф, например на отопление, максимальное влияние оказывают два фактора: вид и стоимость топлива (газ, мазут, каменный уголь) и коэффициент использования мощности котельной или ТЭЦ. Соответственно, если два дома на одной улице запитаны от разных котельных, использующих разные виды топлива, суммы в квитанциях для их жильцов могут существенно отличаться.

При этом регулирующие органы стараются выявлять и исключать из задекларированных ресурсоснабжающими организациями расходов сверхнормативные, которые часть компаний туда не прочь внести.

Во-вторых, действительно, правительством РФ вводятся ограничения на рост тарифов, применяемых для расчетов за коммунальные услуги с населением. Но речь идет именно об ограничении роста (в процентах) по сравнению с предыдущим периодом. То есть тарифы для населения в рамках индекса роста увеличиваются в разных населенных пунктах на один и тот же процент (например, 4), но абсолютная величина тарифа различается из-за вышеназванных факторов.
Нам говорят, что тарифы вырастут на 4 процента, а в документах на оплату мы почему-то видим совсем другие цифры!

Николай Мальков: Государство регулирует не только абсолютное значение тарифов, то есть сколько рублей стоит гигакалория, киловатт-час или другая коммунальная услуга. На уровне федерального правительства власти устанавливают процентный потолок роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги, включающей платежи населения за тепловую энергию, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это своеобразный фильтр, который не позволяет превышать установленный индекс.

Традиционно это очень небольшая цифра, которая объявляется за пару месяцев до начала нового года. В январе-феврале граждане большинства регионов получают квитанции на существенно большие суммы, но это происходит не из-за роста тарифа, а из-за увеличения потребляемых объемов коммунальных ресурсов , например гигакалорий, которые фиксируются приборами учета. В некоторых регионах плата за отопление распределяется на год, и там в начале года тоже приходят "тринадцатые" квитанции, в которых отражена разница между начисляемым (в среднем за предыдущий год) платежом и фактическим расчетом за потребление в истекшем году.

Но эти изменения связаны с количеством потребленного ресурса. На самом деле цена на условные +4 процента изменяется в июле, когда потребление той же тепловой энергии на минимуме.

Есть и объективный момент. В некоторых случаях индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в отдельных муниципалитетах может быть установлен выше "среднего по региону" - обычно это происходит в случаях реализации там концессионных соглашений и масштабных инвестиционных программ. Однако для установления таких повышенных индексов в обязательном порядке проходит процедура предварительного согласования с представительным органом данного муниципалитета и с ФАС России.

Кто компенсирует поставщику разницу, если его тариф вырос больше, чем наша плата за отопление?

Николай Мальков: Действительно, очень часто издержки коммунальных организаций растут быстрее, чем разрешенный государством рост тарифов для населения. Разница ресурсоснабжающей организации выплачивается из областного бюджета в виде субсидии. Даже в небольших регионах общие расходы по этой статье оцениваются в миллиарды рублей и составляют два и более процентов от общих расходов бюджета субъекта федерации.

И это только часть госрасходов. Для малоимущих граждан предусмотрены дополнительные субсидии, которые идут отдельной строкой.

Почему при снижении издержек (и снижении тарифа для поставщика) не происходит снижения тарифа для потребителя?

Николай Мальков: Мы уже отвыкли от самой мысли о возможности снижения цен, но в сфере тарифов такое действительно случается. Например, перевод котельной с дорогого мазута на отходы местной пилорамы может сократить издержки поставщика на десятки процентов. Вот только это не всегда приводит к аналогичному снижению сумм в квитанции. В большинстве случаев в таких ситуациях население оплачивает тепловую энергию организациям, использующим котельные на дорогом топливе, в целях ограничения установленной платы граждан за коммунальные услуги по сниженным тарифам, а организации, в свою очередь, получают субсидии от государства. В результате после вышеуказанной реконструкции законодательство позволяет в первую очередь сокращать субсидии для ресурсоснабжающей организации. Тариф для потребителя в этом случае уменьшается только в случае, если экономия на новом топливе с избытком покрывает те субсидии, которые государство платило в прошлом периоде.

Ключевой вопрос

Разве справедливо, когда в региональной столице при более высоких зарплатах тарифы ниже, чем на селе?

Николай Мальков: Это объективная реальность, которую можно проиллюстрировать на таком примере: деревня из двадцати домов, жилых осталось только два, и те расположены на разных концах. Но для их снабжения водой требуется и водонапорная башня, и насосная станция, и водопровод все той же, что и раньше, протяженности.

Простое сокращение экономически обоснованного тарифа на селе приведет просто к неспособности ресурсоснабжающей организации осуществлять надежное и качественное обеспечение коммунальной услугой из-за неспособности купить в нужном объеме топливо, материалы вследствие сокращения тарифа.

При действующих нормах решить вопрос с выравниванием тарифов можно сведением всех активов в районе под единое управление. В этом случае издержки ресурсоснабжающей компании в райцентре и в небольших деревнях будут суммироваться и более равномерно распределяться на всех потребителей. Произойдет усреднение. За счет большей численности плательщиков в райцентре плата за воду для них вырастет не так заметно. А вот жители небольших населенных пунктов получат чувствительное снижение тарифов. На тех же принципах могут происходить изменения и в сфере теплоснабжения.

Вот только не всегда удается согласовать интересы всех участников. Даже государственная или муниципальная организация с большой неохотой пойдет на расширение, которое грозит в первую очередь дополнительными проблемами и минимумом преимуществ в виде увеличения оборотов и прибылей.

Источник: rg.ru

Изображение размещено из открытых источников.