26.04.2016
Количество просмотров: 1865
Хотите купить товар, а у продавца не хватает сдачи. Что делать в данном случаи? Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций и выходы из них.
Случай №1
У пассажира не берут плату за проезд
Допустим, вы едете в трамвае. Утренняя давка, сонные раздраженные пассажиры… И у вас при себе только крупные бумажные деньги. Подаете кондуктору тысячную купюру, а у того не оказалось сдачи. Разозленный сотрудник Горэлектротранса ссаживает пассажира на ближайшей остановке со словами: «Будете в следующий раз знать, как с миллионами в трамвае ездить!»
- Это не правомерно, конечно, - уверен директор Ассоциации защиты прав потребителей Игорь Казанцев. - Кондуктор обязан иметь разменные деньги.
Если же вам отказали в проезде, сославшись на отсутствие сдачи, нужно зафиксировать подобный случай.
- Берите контакты свидетелей происшествия и пишите заявление на имя начальника трамвайного депо о нанесенном вам моральном вреде (заявление пишут в двух экземплярах. - Прим. авт.), - советует Игорь Витальевич.
Случай №2
В магазине нет сдачи
Вы долго ходили по магазину, тщательно выбирая продукты. С полной корзинкой подходите к кассе, мечтая о том, как вернетесь домой и приготовите чудесный ужин… Протягиваете пятитысячную купюру… И тут кассир разводит руками: «Сдачи нет, недавно сняли кассу».
- Магазин обязан иметь разменную монету, - говорит Игорь Казанцев.
- Тут вы вправе потребовать выполнения условий.
В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин четко прописано, что руководство магазинов обязано обеспечить кассиров разменными купюрами в необходимом количестве.
Кстати, в соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Так, в ст. 426 сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Отсутствие сдачи не является отсутствием возможности, и согласно данной статье кодекса продавец не имеет права отказать в продаже товара по этой причине.
Если продавец отказывается продать товар или разменять купюру, вы можете оставить запись об этом в жалобной книге и обратиться, допустим, в Общество защиты прав потребителей. Если книгу вам не дали (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме.
Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи, покупателю причинен существенный ущерб (моральный, материальный), а продавец отказался удовлетворить требование клиента возместить ущерб добровольно, подавайте иск в суд. Однако, как признают специалисты, дело это хлопотное и вряд ли вам захочется связываться - себе дороже выйдет. Хотя ничего невозможного нет - если есть желание докопаться до сути, то попробуйте. В любом случае вашу жалобу обязаны рассмотреть и решить этот вопрос.
Кроме того, в случае с «5-копеечными невыплатами» вы можете написать жалобу непосредственно руководителю торговой точки и потребовать, например, возмещения морального вреда.
- Положенные деньги вам отдадут, конечно, и, проанализировав ваше обращение, решат, как поступить дальше, - говорят в Ассоциации защиты прав потребителей.
Случай №3
Вместо сдачи - товар
Бывает и такое: кассир, мило улыбаясь, говорит, что сдачи нет, и предлагает на эти деньги дополнительно приобрести какой-то товар.
- Это тоже не правомерно, - комментирует специалист. - Это ваши деньги, и вы имеете право распоряжаться ими. А это уже навязывание товара называется.
В этом случае можно обратиться к ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» - недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. В п. 2 этой статьи четко прописано, что продавцу запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров.
Кроме того, строптивого продавца можно наказать по ст. 14.15 «нарушение правил продажи отдельных видов товаров» Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как и в предыдущих случаях, важно иметь свидетелей происшествия, чтобы они могли подтвердить, что продавец (кассир) нарушил договор.
При всем вышесказанном хочется напомнить, что продавцы, кассиры, контролеры и кондукторы - тоже люди. Может действительно случиться так, что в кассе нет сдачи, потому что перед вами в магазин приходили клиенты сплошь с крупными купюрами. Продавец не может бросить отдел и искать для вас сдачу. Поэтому применять знание закона нужно только в том случае, если продавец систематически отказывает в продаже товара под предлогом отсутствия сдачи.