14.01.2023
Количество просмотров: 653
В России есть поговорка, что вместе со снегом с дорог исчезает и асфальт. И, к сожалению, во многом это действительно так — из-за перепадов температур в околонулевой зоне начинает разрушаться покрытие, проваливается грунт, а легковой и особенно грузовой транспорт довершают черное дело. Под небольшой лужей может скрываться огромная яма, а потому именно во время оттепелей мы часто наблюдаем печальную картину: автовладелец на обочине меняет колесо «железному коню». Но можно компенсировать понесенный ущерб!
Лужа, удар, пробили колесо или сломали подвеску? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущербПоэтому порядок действий должен быть точно таким же, как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то, согласно пункту 2.6.1, водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.
Требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597−2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В документе есть пункт 5.2.4 «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3».
Например, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 м2 даже на второстепенных улицах и проездах в жилой застройке должны устранять за 12 дней, а норматив для магистральных дорог скоростного движения гораздо жестче — 1 сутки.
Места поврежденных или отсутствующих колодезных люков также должны быть отмечены или огорожены, а при наличии на покрытии выбоин или колеи в размерах, превышающих нормативы, должен быть установлен знак 1.16 «Неровная дорога». Это не снимает с обслуживающей организации ответственности, но хотя бы предупредит водителя.
«Убить» колесо или, тем более, элемент подвески в скромной ямке практически невозможно. Потому и нужно тщательно измерить выбоину, отразив параметры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм. И обязательно приложить фотографии. Важный момент — обязательно нужно проконтролировать корректное оформление схемы ДТП и указать все возможные детали. Кроме того, ГИБДД может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ!
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства
Поэтому в объяснительной нужно писать, что препятствие появилось внезапно, и вы не имели возможности избежать наезда. Или что яма была скрыта лужей. Причиной ДТП следует указать именно состояние дорожного полотна. А если инспектор все же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно написать жалобу руководителю подразделения, указав все имеющиеся доказательства. Не лишней будет и запись с видеорегистратора. Делайте все, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП!
Дальнейшие действия зависят от типа страховки и имеющихся повреждений. Если вы просто повредили машину, и у вас имеется полис каско, то достаточно получить справку о ДТП на месте или в отделе ДПС и приехать в страховую компанию. Там автомобиль осмотрят и на предмет скрытых повреждений. Разумеется, сначала нужно ознакомиться с договором и уточнить, входит ли в список покрываемых страховкой каско деталей колеса автомобиля. Хуже, если полиса каско нет. В этом случае придется проводить независимую техническую экспертизу, причем ремонтировать транспортное средство до осмотра нежелательно.
За любой участок дороги ответственность несет конкретная организация. По закону — это государственная структура, обычно муниципалитет, на территории которого произошло ДТП. Но, как правило, чиновники отправляют потерпевших в организацию, с которой заключен договор на обслуживание данного участка дороги. В любом случае сначала нужно обратиться в ГИБДД, причем иногда ехать в отделение даже не требуется.
По статье 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» постановление в отношении юридического лица за ненадлежащее состояние покрытия может вынести даже инспектор из приехавшего экипажа ДПС. А дальше начинается самое интересное — в худшем случае будьте готовы к «переводу стрелок» с одного юридического лица на другое.
Когда организация, эксплуатирующая данный участок дороги, будет установлена, лучше вызвать ее представителя на экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы или письма с обязательным уведомлением о вручении. Текст может быть произвольным. Например: «30 марта 2023 года в ООО “Дорожная организация” по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, 1, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на ул. Липецкой 9 января 2023 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью».
С юридической точки зрения экспертиза в любом случае окажется легитимной, но неприбытие на нее уведомленных представителей эксплуатирующей организации может дать вам дополнительное преимущество в суде.
Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Фиксируйте все это в письменном виде и составляйте досудебную претензию с помощью юриста. Если сумма ущерба невелика, то есть вероятность решить все мирным путем. Однако чаще всего приходится обращаться в суд. Может быть назначена и повторная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы вы не можете отремонтировать автомобиль и ездить на нем.
Этот факт и необходимость тратить время на ожидание, общение с сотрудниками ГИБДД и заполнение бумаг, а также отсутствие уверенности в выигрыше дела и приводят к тому, что подавляющее большинство водителей предпочитают устранить полученные повреждения за свой счет. Особенно, если пострадало только колесо.
Беготня по различным инстанциям также требует много времени и нервов, да и денег придется потратить — экспертизу-то нужно делать за свой счет, как и оплачивать работу юриста, и только потом эти затраты могут компенсировать. Но именно этим и пользуются дорожные службы, халатно относящиеся к своим обязанностям! Чем больше будет водителей, обратившихся в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше. Но, конечно, лучше и вовсе не попадать в такие истории.