Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Караваны идут по России: что такое караванинг и почему он так популярен?

10.08.2022

Количество просмотров: 165

Что такое караванинг?

Это одно из направлений автомобильного туризма. Караванеры — люди, путешествующие на транспортных средствах, которые адаптированы для проживания. Это может быть автодом, прицеп, приспособленный для ночлега, модуль в кузов пикапа, прицеп-палатка.

«Внутри караванинга есть также направление Van life (англ. «жизнь в фургоне»). Его поклонники переоборудуют для жизни микроавтобусы. Это более свободное, "хипстерское" направление, когда люди готовы ехать куда угодно в абсолютной автономии, с минимальными удобствами. Они не ночуют в отелях и не возят с собой палатки, а буквально живут в своих микроавтобусах», — отметил собеседник.

Кто занимается караванингом?

Среди таких туристов есть даже молодые семьи с детьми. Среди них сейчас популярны два направления: уже упомянутое Van life и путешествия с маленькими прицепами, в которые помещаются дети в возрасте до 15 лет. Они выбирают аскетизм, ведь с таким оборудованием много не увезешь. Но если человеку достаточно банковской карты и минимального набора вещей, он вполне может стать караванером.

Также среди караванеров есть цифровые кочевники — люди, работающие удаленно, одновременно путешествуя по миру. «Это одни из самых активных караванеров, среди них много адептов культуры Van life. Есть, конечно, цифровые кочевники и среди водителей автодомов, но это дорого — потратить до 12 млн рублей на покупку транспорта способен позволить далеко не каждый. В Van life все проще: можно приобрести микроавтобус за 500-700 тыс. рублей, дооборудовать, сделать что-то своими руками и отправляться в путь», — объяснил Артюхов.

Когда караванинг появился в России?

В нашей стране это направление начало развиваться с 2000-х годов. Караванинг пришел с северо-запада — из Санкт-Петербурга, через «окно в Европу».

«Была хорошая бизнес-модель компании "Автотрэвэл", она ввозила все необходимое из-за рубежа и "подсадила" многих на караванинг. Я сам купил там свой первый караван в 2008 году. Сейчас фирмы уже нет, но идеи живы. Последние четыре года мы видим настоящий всплеск доступного автотуризма, потому что развивается производство», — рассказал эксперт.

Товары для караванеров в России производят более 80 предприятий, 50 из которых достаточно крупные. За прицепами даже стоит очередь — люди готовы ждать по полтора года и больше, чтобы получить свой, пусть и компактный, но индивидуализированный прицеп.

«Есть, например, компания "Фисташкатрейлер", она делает персонифицированные прицепы в Ростове-на-Дону. Можно выбрать любой цвет и быть уверенным в качестве: специалисты собирают их практически вручную. Все прицепы номерные и индивидуальные, практически как лимузины Rolls-Royce. Так вот, сейчас у них заказы расписаны почти на два года вперед. Более того, компания создала сообщество автопутешественников, они собираются по пять-шесть семей и отправляются в путь», — отметил президент «Лиги караванеров».

Где остановиться?

В нашей стране уже около 300 площадок, готовых принимать автотуристов в том или ином формате: людей с палатками или караванеров. Обычно это не специализированные кемпинги, а просто базы отдыха, лояльные к автотуристам. В последнее время к ним присоединились и глэмпинги (разновидность кемпингов, где комфорт отеля сочетается с возможностью отдыха на природе).

При этом в автотуризме работает классическое правило экономики: спрос рождает предложение. Если в регион приезжает больше таких путешественников с запросом на площадки, таковые начинают активно создавать.

«Пока наиболее развита практически вся европейская часть нашей страны. Это связано с тем, что здесь большая концентрация автотуристов, в том числе караванеров. Но мы уже осваиваем Русский Север — ездим в Карелию, начали направлять потоки в Архангельскую область. Не отстает и Северный Кавказ, причем интерес к этому направлению сформировался у автотуристов даже раньше, чем у большинства других россиян. И, конечно, Крым — более 5 млн людей ездят отдыхать туда на автомобилях», — рассказал Андрей Артюхов.

По его словам, в последнее время представители направления Van life ездят из европейской части России на Урал. Более всего популярны кольцевые туры — проехать по уральским регионам и вернуться. Автотуристам интересно все, до чего можно добраться за два-три дня, потому что такие поездки доступны всем вне зависимости от уровня подготовки маршрута. Путешествия же дальше Уральских гор требуют дополнительных усилий — иногда нужно устраивать целую экспедицию.

Популярен ли караванинг в России у иностранцев?

По словам президента «Лиги караванеров», такие путешествия в Россию очень интересны иностранцам. В 2010 году наша страна стала участницей Международной федерации кемпингов и караванеров. И россияне сразу же заинтересовали очень многих зарубежных путешественников.

«Конечно, мы понимали, что у нас не хватает кемпингов, поэтому активно включились в их строительство. Четыре года готовили маршруты, сами их протестировали. Выстроили туры так, чтобы было приятно и комфортно путешествовать. С 2014 до 2019 года активно возили иностранцев по России и даже стали единственным, как мы это называем, клубным туроператором, который привез караванеров в Крым после 2014 года. Сейчас этот маршрут называется "Золотое кольцо Боспорского царства", но тогда мы этого не знали и просто путешествовали. Караванеры из Словакии, к примеру, очень хотели посмотреть на российский юг, и мы показали, что в Крыму живут прекрасные люди, и все там хорошо», — вспоминает Артюхов.

Он также рассказал, что до пандемии COVID-19 интерес из-за рубежа был очень серьезный. В России работало 15 профильных туроператоров, которых хорошо знали караванеры. Да и сейчас интерес немалый, например, в Прибалтике около 6 тыс. семей караванеров, готовых приезжать к нам.

Какова сейчас ситуация с иностранными караванерами?

По словам собеседника портала, большой интерес сохраняется, однако есть объективные ограничения. После открытия в начале этого года границ (ранее закрытых из-за пандемии) караванеры из Прибалтики и других стран Европы были готовы приезжать.

«Мы планировали организовывать туры, например, на Черное море, потому что европейцам сейчас туда дешевле путешествовать, чем на Адриатику. В России для восточноевропейских караванеров много плюсов: здесь говорят по-русски, который многие из них неплохо знают, в нашей стране все дешевле — скажем, дизтопливо стоит почти втрое меньше, чем в Европе. Так что интерес не снизился, и поток может возрасти. Если бы не вновь появившиеся ограничения, с поддержкой Ростуризма и Росконгресса мы могли бы увеличить поток до 10 тыс. семей в год», — отметил эксперт.

Артюхов рассказал, что к обсуждению присоединился и российский МИД. Там были готовы ввести туристическую мультивизу, причем не просто электронную на 16 дней, а 30-дневную.
Автопутешественники ведь отличаются от обычных туристов — они приезжают не на несколько дней в Москву или Санкт-Петербург, а на несколько недель, чтобы проехать по большому маршруту. Скажем, до Крыма и обратно получается около 6 тыс. км.

Однако все застопорилось с европейской стороны. Караванеры, желавшие приехать в нашу страну, столкнулись с тем, что им не дают застраховать машины — поставили своеобразный заградительный барьер, причем без возможности как-то решить этот вопрос.

Тем не менее международные контакты сохраняются, и сразу после снятия административных ограничений в Россию готовы потянуться многие караванеры из-за рубежа. Это подтвердили и на II Всероссийском туристическом форуме «Путешествуй!», который проходил с 3 по 7 августа на ВДНХ. В частности, прошел круглый стол «Практики и перспективы развития индустрии кемпингов и международного автотуризма». В мероприятии принял участие Жуан Алвиш Перейра, президент F.I.C.C. — Международной ассоциации кемпинга, караванинга и автокараванинга.

источник: "Объясняем.РФ"

Изображение размещено из открытых источников