15.02.2024
Количество просмотров: 141
Такое неожиданное решение было принято местными судами и поддержано Шестым кассационным судом. Правильность их выводов подтвердил даже экспертный совет службы финансового уполномоченного. В общем, установленные рамки выплат по ОСАГО заметно раздвигаются. Но только в том случае, если страховщик не организовал ремонт автомобиля, пострадавшего в аварии.
Суд апелляционной инстанции все утвердил, только снизил штраф страховщику. Он исходил из расчета, что штраф надо считать от выплаты, положенной в соответствии с законом об ОСАГО. А не от рыночной стоимости ремонта авто.
Шестой кассационный суд со всеми этими доводами согласился. Он пояснил, что в соответствии с законом об ОСАГО, по общему правилу страховщик обязан организовать и оплатить восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, то есть произвести возмещение вреда в натуре. В этом правиле, конечно, есть исключения. Главное из них - соглашение между страховщиком и пострадавшим о выплате вместо ремонта.
Страховщик должен возместить не оставшуюся страховую сумму по ОСАГО, а ущерб, нанесенный неисполнением обязанностейА это условие соблюдено не было. А неисполнение обязанности произвести ремонт приводит к тому, что дело уже рассматривается не по закону об ОСАГО, а по Гражданскому кодексу, который требует компенсировать ущерб в полном объеме. И при этом не важно, что в законе выплата по "железу" ограниченна 400 тысячами рублей. "В полном объеме" - значит, что автовладелец должен компенсировать свои расходы ровно на такую сумму, которую ему пришлось потратить.
Как сообщает Агентство страховых новостей, экспертный совет службы финуполномоченного согласился с такой позицией судов. Он рекомендовал финомбудсменам в случае неорганизации или ненадлежащей организации страховщиком восстановительного ремонта по полису ОСАГО рассматривать сумму взыскания не как страховое возмещение, а как убытки по Гражданскому кодексу. А также рассчитывать эти убытки как действительную стоимость ремонта по рыночным ценам в субъекте РФ. Кроме того, рассчитывать их с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа на момент рассмотрения спора, а также без ограничения по лимиту страхового возмещения по ОСАГО.
Впрочем, служба финуполномоченного отдельно обратила внимание на то, что такой порядок взыскания убытков применяется исключительно в случаях, когда финомбудсмен установит нарушение права пострадавшего на организацию ремонта со стороны страховой компании.
Отдельно в рекомендациях указано, что у потерпевшего сохраняется право на неустойку по закону об ОСАГО. При взыскании убытков финомбудсмен будет рассчитывать неустойку от стоимости ремонта без учета износа, но по Единой методике, а не от взысканной суммы убытка.
Также за пострадавшим сохраняется право требовать взыскания процентов на сумму долга уже по статье 395 ГК РФ.
Российский союз автостраховщиков полагает, что такая практика будет применяться судами до внесения системных изменений в законодательство об ОСАГО, определяющих порядок и условия применения натуральной формы и последствия непредоставления потерпевшему транспорту сервиса для проведения ремонта. Эта проблемная для рынка ситуация сложилась из ряда разных факторов, которые привели к тому, что при рассмотрении споров суды взыскивают со страховщика сумму, квалифицируемую в качестве убытка по ГК РФ, без учета лимита возмещения по ОСАГО. В случае, если такой подход станет всеобщим, то последствия будут сказываться на стоимости ОСАГО. Полисы просто вырастут в цене.
Изображение размещено из открытых источников