Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Коммунальная афера: Прокуратура выяснила, как управляющие компании обманывают жильцов на миллионы

11.06.2022

Количество просмотров: 83

Прокуратура по всей России начала активные проверки коммерческих компаний, которые управляют многоквартирными домами (УК). Промежуточными итогами этих мероприятий уже стали решения судов о привлечении к уголовной ответственности руководителей ряда компаний-нарушителей.

Например, в Петропавловске-Камчатском вынесен приговор тридцатипятилетней руководительнице ООО "УК 41 регион", которая была признана виновной в растрате и покушении на мошенничество. Как установил суд, подсудимая присвоила 13 млн рублей, перечисленных жильцами многоквартирных домов в счёт оплаты их коммунальных услуг, а помимо того, женщина пыталась похитить более 160 000 рублей, которые предназначались для оплаты общедомовых нужд. Замысел коммунального воротилы не удался, так как потребители заметили неоправданный рост платежей и пожаловались на это в Контрольное управление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и прокуратуру. В результате проведённой проверки были обнаружены злоупотребления, которые явились основанием для возбуждения уголовного дела, закончившегося судебным приговором в виде назначения виновной наказания — три года и шесть месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. А для пострадавших жителей УК произвела перерасчёт уже внесённых платежей.

Похожая ситуация произошла и в Самаре, где суд признал директора ООО "ЖЭК-2" виновным в хищении с расчётного счёта жильцов 5,6 млн рублей и присвоении ещё свыше двух миллионов рублей из оплат, произведённых владельцами квартир за услуги, которые по факту оказаны не были. Приговор для ловкого директора — четыре года лишения свободы.

По такому же сценарию развивалась ситуация и у экс-директора пермской организации ООО "Управляющая компания "Профи-Дом", правда, в его случае за похищенные 975 000 рублей суд назначил пять лет колонии общего режима.

— То, что прокуратура стала реагировать на жалобы граждан не формальными отписками, а реальным разбирательством, которое к тому же доводится до суда, — это важный сдвиг в правоприменительной практике, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. — Однако было бы очень неплохо, чтобы данное ведомство реагировало не только на жалобы граждан, но и выявляло бы нарушения коммунальщиков в порядке прокурорского надзора на стадии, когда средства плательщиков ещё не были похищены.

Если коммунальная оплата уходит налево

Как показывает практика, в большинстве случаев жители многоквартирных домов достаточно быстро замечают, что их УК не совсем ответственно управляет доверенным имуществом и, возможно, расходует ежемесячно собираемые платежи не совсем по назначению. Наиболее частый признак незаконных поборов — это появление дополнительных строк в платёжных документах. Некоторые "управляйки", не стесняясь, вписывают в квитанции всё что угодно.

Если в вашем платёжном документе вдруг появились: "плата за грузовой или пассажирский лифт, монтаж ОДПУ, вывоз снежных образований, госпошлина, проведение диагностики газового оборудования, расположенного внутри домостроения; добровольное страхование жилья, выполнение предписания ГЖИ, содержание котельной на крыше дома" и т.д., то есть смысл установить, кто и когда принимал решение о подобного рода оплатах. Но при отсутствии ответа из УК без обращения в надзорные ведомства решить вопрос, скорее всего, не получится.

— При наличии малопонятной строчки в платёжке всегда надо прояснять вопрос, откуда она взялась. Если этого не сделать, то даже в случае дальнейшей проверки и установления незаконности поборов не факт, что получится что-то вернуть, — советует активист общественного движения "Народный контроль в сфере ЖКХ" Евгений Симонов. — Если УК игнорирует обращения, то надо обязательно жаловаться в жилинспекцию, прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), эта служба обязана осуществлять надзор за тарифообразованием в вашей платёжке.

Для жалоб в надзорные ведомства необязательно подавать обращения лично, вполне можно сделать это через портал "Госуслуги", а действующие тарифы можно проверить через сайт Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ. Кстати, на этом же ресурсе можно найти информацию о всех проверках вашей управляющей организации. Обязанность публиковать отчёты и результаты проверок закреплена в законе о ГИС ЖКХ (в пункте 5 части 1 статьи 6 закона) и Приказе о размещении информации в ГИС ЖКХ. Чтобы найти акт проведённой проверки, достаточно перейти по ссылке "Реестр проверок" и в строке "Субъект проверки" ввести данные о своей управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).

Если данных о проверках нет или вы недовольны результатом проведённых мероприятий, нужно составлять жалобу именно в прокуратуру, при этом не забыть сослаться на все свои прошлые обращения в инстанции.

Как жаловаться на управляющую компанию, если терпение на исходе

Прежде всего стоит помнить: жаловаться можно на всё, что УК должна выполнять в силу своих прямых обязанностей или в связи с тем, что взяла на себя ответственность по договору управления многоквартирным домом. Жалобы можно отправлять сразу во все инстанции, и ответ должны дать не позднее 30 дней.

В некоторых случаях, кроме Роспотребнадзора, госжилинспекции, ФАС и прокуратуры, имеет смысл жаловаться в другие инстанции, например в администрацию города, если УК требует плату за что-либо на прилегающей к дому территории: за содержание детской площадки или придомовой парковки.

И, само-собой, по поводу незаконной, на ваш взгляд, оплаты можно подавать в суд. Этот метод работает, даже если "управляйка" каким-то образом оформила дополнительные поборы через решение собрания собственников, а вам навязанные услуги не нужны.

Прокуратура сейчас старается отвечать в течение двух недель, а при наличии оснований сама подключает к проверке следственные органы.

источник: Life.ru

Изображение размещено из открытых источников