Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Миллионы на дом. Как в Башкирии решают самую дорогую проблему городского жилья

13.08.2024

Количество просмотров: 107

Лифт – одно из самых технически сложных устройств жилого дома, являющееся к тому же транспортным средством, к работе которого предъявляются особые требования. По статистике, житель крупного города в среднем ездит в лифте четыре раза в день. Срок службы кабины и подъемного оборудования рассчитан на 25 лет, после чего они подлежат замене. Однако из-за хронического недофинансирования 1990-2000-х годов и высокой стоимости замены одной кабины, составляющей в среднем 2,5 миллиона рублей, многие лифты Башкирии работают дольше положенного срока. Такая ситуация характерна для всей страны. По данным Ростехнадзора, сейчас на учёте в России стоят 496 тысяч лифтов, сотни тысяч из них отработали назначенный 25-летний срок службы.

«Проблема очевидна: состояние лифтового хозяйства в регионах оставляет желать лучшего. Износ очень большой, регионы самостоятельно не справляются с решением этой задачи», – заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Сейчас в Башкирии идет масштабное обновление многоквартирных домов, на ремонт которых только в этом году будет направлено 5,5 миллиарда рублей. Один из самых важных пунктов модернизации жилфонда республики – замена устаревшего лифтового оборудования. С учетом необходимости демонтажа входных дверей на этажах этот вид работ по возможности стараются сделать перед ремонтом подъездов.     

За период 2014-2023 годов в Башкирии заменено 3817 лифтов в 1341 многоквартирном доме на общую сумму 9,8 миллиарда рублей. Часть этих средств была выделена из республиканского бюджета.  

«В деле приведения в порядок жилого фонда нужно сначала решать основные вопросы, – отметил Глава республики Радий Хабиров. – Наши жители, хоть и нематериально, но тоже вовлечены и в обязательном порядке участвуют в приемке работ. Акт не подписывается, пока подрядчик не устранит все замечания. А без этих документов – нет и оплаты. Такой подход позволяет нам лучше следить за качеством работ».

По словам министра ЖКХ РБ Ирины Головановой, до конца 2025 года в Башкирии планируется заменить все изношенное подъемное оборудование. В 2024-2025 годах запланировано заменить 1053 лифта в 410 домах: в 2024 году – 433 лифта в 179 МКД; в 2025 году – 620 лифтов в 231 МКД. На сегодняшний день в 35 домах проводятся работы по замене 50 лифтов, в 100 домах 269 лифтов уже заменены и введены в эксплуатацию.

Столь высокие показатели связаны с эффективной работой региональной системы сбора и распределения средств на капремонт многоквартирных домов, а также с тем, что часть лифтового оборудования меняется за счет бюджета республики. Так, в 2023 году из региональной казны было выделено 400 миллионов рублей на замену 221 лифта в 83 домах при том, что всего будет заменено 446 лифтов в 165 МКД. Таким образом, бюджет РБ взял на себя почти половину всех годовых расходов на замену дорогостоящего подъемного оборудования.

«То, что власти республики приняли решение помочь жильцам с заменой лифтов, снимает множество проблем, – считает директор некоммерческого центра общественного контроля в сфере ЖКХ Уфы Рим Булатов. – По опыту управления товариществом собственников жилья я хорошо помню, какую сложность для жителей высоток представляют постоянно ломающиеся изношенные лифты. Для многих пенсионеров и маломобильных граждан это в буквальном смысле вопрос выживания, ведь неисправный лифт фактически запирает их в собственных квартирах, не позволяя выйти на улицу».

Новая техника

Жители домов, где недавно прошла замена лифтов, долго не могут привыкнуть к новым ощущениям – столь сильно различаются внутренний дизайн и удобство старых и новых кабин.

«Первое, что бросается в глаза – использование современных эргономичных и в то же время прочных материалов, – говорит старшая по подъезду уфимской многоэтажки по проспекту Октября Айгуль Суфиянова. – Старые кабины обшивались деревянными панелями и алюминиевыми планками, а пульт управления с кнопками выбора этажа выполнялся из пластика. Все это оказалось крайне уязвимо для порчи вандалами. Деревянные плиты стен нашего лифта постоянно изрисовывались красками и фломастерами, следы которых было очень сложно, а часто и невозможно отмыть, алюминиевые панели и пластиковые кнопки плавились пламенем спичек и зажигалок. Сейчас коммунальная культура значительно возросла, но от вандализма по-прежнему никто не застрахован, что и было учтено в конструкции новых лифтов».

Основной материал стен новой кабины – специальные металлические листы, окрашенные порошковой краской, с которых легко смываются грязь и надписи. Кнопки выбора этажа также выполнены из металла и совершенно не боятся пламени зажигалок.

«Полезным нововведением стали поручни из нержавеющей шлифованной стали, очень удобные для людей с ограниченными возможностями здоровья и наших престарелых жильцов, – считает Айгуль Суфиянова. – Пол покрыт износостойким пожаробезопасным покрытием из прочного линолеума или рифленого алюминия, что также всем очень понравилось».

Единственный, на первый взгляд, нелогичный элемент новых кабин – большое зеркало на стене напротив дверей. Но у такого решения есть своя логика. Как утверждают психологи, видя себя в зеркале, даже не самый дисциплинированный человек невольно начинает ощущать повышенный самоконтроль, и ему становится гораздо сложнее испортить общедомовое имущество.  

Технические возможности 

Поскольку замена лифтов идет в домах высотой не ниже 9 этажей, большое значение имеет срок проведения работ, во время которых жители будут вынуждены добираться до своей квартиры пешком. Согласно контрактам, сроки замены в среднем не должны превышать 40 дней, и большинство подрядчиков вполне укладывается в этот лимит. Проводить замену в столь короткие сроки позволяет модульная конструкция новых лифтовых кабин, поставляемых с завода в виде нескольких частей, которые собираются и монтируются непосредственно в шахте. Больше времени уходит на замену раздвижных дверей на всех этажах, поддерживающих тросов и внутреннего оборудования лифтовой шахты, обновляемого практически полностью, за исключением направляющих, по которым ходит кабина, а также установку подъемного механизма и управляющих систем.

После завершения монтажа, отладки работы кабины и подъемного оборудования лифт проходит многоступенчатую проверку перед подписанием приемного акта и окончательной сдачей в повседневную эксплуатацию. Специалисты Ростехнадзора осматривают и тестируют все технические элементы, проверяют заводскую документацию, качество монтажа. Проделанную работу также оценивают жильцы. При отсутствии замечаний лифт официально вступает в строй. 

Если все сделано правильно и в срок, новый лифт будет намного безопаснее и экономичнее старого. 

«Современное оборудование отличает высокая надежность и функциональность, – пояснил представитель одной из подрядных организаций. – Привод лебедки и блок управления стали значительно меньше в размерах, энергопотребление сократилось примерно на треть. Что касается безопасности, то кабину удерживает не менее трех тросов, в шахте есть система аварийного торможения, поэтому ее падение практически исключено. Система также автоматически блокирует работу подъемника в случае несанкционированного проникновения в шахту или открытия дверей на любом этаже. На детали лифта дается пятилетняя гарантия, но при должном уходе и обслуживании он может прослужить и несколько десятилетий». 


Источник: "Башинформ"

Изображение размещено из открытых источников