03.06.2025
Количество просмотров: 54
Минтранс впервые вводит в ПДД понятие «детская удерживающая система». Проект соответствующего постановления Правительства ведомство опубликовало 29 мая. Согласно ему, детские кресла в автомобилях должны соответствовать единым критериям, установленным правилами ООН. А любые адаптеры и бустеры для ремней безопасности, которые представляют собой более дешевую и широко распространенную альтернативу, автоматически попадут под запрет, их использование будет караться, согласно КоАП. «Парламентская газета» рассказывает подробности.
Не только бесполезные, но еще и вредные
Проект постановления вносит поправки в пункт 1.2 ПДД, где приводятся общие положения, а также дается толкование основных терминов, которые используются в законодательстве. Его Минтранс предложил дополнить понятием «детское удерживающее устройство», оно же «детская удерживающая система». В трактовке ведомства звучать оно будет так:
«Детская удерживающая система (устройство) — конструкция, предназначенная для перевозки ребенка в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами (устройствами)».
Помимо определения, проект поправок содержит и перечень требований к такого рода устройствам. Они должны обязательно соответствовать Правилам Организации Объединенных Наций № 44 и № 129, которые озаглавлены как «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения усовершенствованных детских удерживающих систем, используемых на борту автотранспортных средств». К ним, в частности, относится обязательное наличие у детского кресла специальных крепежей, при помощи которых оно устанавливается в автомобиль, опор, регуляторов, страховочных ремней и так далее.
Отметим, что в действующей редакции ПДД определения понятия «детское удерживающее устройство» нет. Требования к перевозке детей перечислены в пункте 22.9 и звучат они достаточно размыто. Так, детей до семи лет следует перевозить в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкция которых предусматривает ремни безопасности либо ремни безопасности и детскую удерживающую систему ISOFIX, только в детских удерживающих устройствах, соответствующих весу и росту ребенка. Детей от 7 до 11 лет включительно, если они едут на переднем сиденье — в детских удерживающих устройствах, а если на заднем - допустимы и просто ремни безопасности. И тоже все это должно соответствовать росту и весу ребенка.
Это, по словам авторов инициативы, привело к тому, что на рынке появилось множество несертифицированных и достаточно сомнительных устройств. Например, к ним относятся адаптеры на ремни безопасности, которые подгоняют длину ремня под детский рост, и бустеры — детские кресла упрощенной конструкции.
«В части детских удерживающих устройств (систем) проблема заключается в распространении несертифицированных и потенциально опасных устройств, таких как адаптеры ремней безопасности и бескаркасные детские кресла. Эти приспособления часто оказываются не только бесполезными при аварии, но и могут усугубить последствия для ребенка, — отмечено в пояснительной записке. —
Особую озабоченность вызывает ситуация с сертификацией адаптеров: некоторые производители находят способы получить на них документы, позволяющие считать их полноценными автокреслами. Это создает лазейки для водителей, которые избегают штрафов, используя подобные устройства вместо сертифицированных удерживающих систем».
После вступления постановления в силу никакие альтернативы детскому креслу использовать станет нельзя, даже если у них есть сертификаты.
Штраф до трех тысяч или уголовка
Как пояснил «Парламентской газете» член Общественной палаты России - вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов, поправки действительно несут полезную и позитивную идею, поскольку служат для обеспечения безопасности детей. Однако после анализа правоприменительной практики их, вероятнее всего, придется доработать.
«Так, сразу возникает вопрос: а что делать многодетным семьям? — уточнил Холодов. —
Детские кресла занимают много места как в салоне автомобиля при непосредственной установке, так и в багажнике. Аналогичная история с таксистами. Если таксист, например, захочет иметь возможность возить куда-то семьи с детьми, ему придется покупать два или три автокресла. А это значит, что места в его багажнике не останется вообще и возить кого-то еще, особенно пассажиров с большими сумками, едущих, например, на вокзал или в аэропорт, он уже не сможет. Поэтому здесь либо потребуется выделять какую-то особую категорию «детское такси», либо подумать, как еще этот нюанс нивелировать».
Также Холодов уточнил, что, если поправки в ПДД примут, за установку адаптеров и бустеров будет грозить ответственность. Обычным частным водителям — административная, по статье 12.23 КоАП «Нарушение правил перевозки детей», предполагающей штраф до трех тысяч рублей. Таксистам же — вплоть до уголовной за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Проект постановления находится на стадии общественного обсуждения. Оно продлится до 11 июня.
Источник: "Парламентская газета"