14.03.2016
Количество просмотров: 277
Мошеннические интернет-магазины в зонах «ru» и «рф» могут быть заблокированы в досудебном порядке по жалобе РОЦИТ, эта общественная организация занимается защитой прав пользователей Рунета. РОЦИТ и Координационный центр национального домена сети (КЦ) намерены вскоре подписать соответствующее соглашение.
Растет количество жалоб на интернет-магазины, которые собирают деньги с покупателей и исчезают. Например, в 2015 году было выявлено около 2 тысяч мошеннических сайтов, подавляющее большинство которых располагалось в российских доменных зонах. Планируется, что РОЦИТ станет направлять регистраторам жалобы с просьбой разделегировать домены мошеннических онлайн-площадок. Но до этого необходимо проработать с профильными ассоциациями, магазинами и КЦ критерии определения интернет-мошенников. Одной жалобы потребителя для блокировки ресурса крайне мало, к тому же следует исключить фальшивые жалобы конкурентов. Сейчас многие участники рынка, опасаясь липовых жалоб, предлагают ввести механизм их верификации. Но у регистраторов уже есть возможность блокировать домен, владелец которого не предоставил своих данных или предоставил ложные.
В Общество защиты прав потребителей поступает много обращений от потребителей, пострадавших от интернет-мошенников. Люди жалуются не только на пропажу продавца вместе с деньгами. Их возмущает ужасное качество товара, которое по факту не соответствует тому, что было обещано и продемонстрировано на фото в интернет-магазине. При этом предъявлять претензию не к кому, в товарном чеке фигурирует не данный интернет-магазин, а непонятное ООО или ИП, или же чек не выдается вовсе.
- Предложенная инициатива способствует защите прав потребителей, поскольку количество интернет-магазинов, работающих по серым схемам, не публикующих на сайте сведений о продавце или скрывающих их в труднодоступных разделах, только растет, - комментирует Сергей Емельянов, юрист Общества защиты прав потребителей. В итоге потребитель получает товар с фискальными документами на какое-либо ООО или, что еще чаще, ИП, зарегистрированных в удаленных от него регионах. Предъявить претензию интернет-магазину в таком случае невозможно, поскольку продавцом является то юридическое лицо, которое получило деньги за товар и указано в чеке. Невозможно обычно доказать и факт заказа именно в этом интернет-магазине, поскольку заказ был оформлен дистанционным способом, виртуально. Если за такие нарушения станут закрывать сайты, положительный эффект от борьбы с недобросовестными продавцами не заставит себя ждать.
ОЗПП напоминает, Правила дистанционной торговли и ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливают обязанности продавца предоставлять на сайте полную информацию о юридическом лице продавца (наименование компании и юридический адрес) и о товаре. При доставке заказа обязательно сверяйте реквизиты продавца с информацией в документах, доставленных курьером. В случае несоответствия советуем отказаться от покупки.