Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Недолив золотых капель

11.07.2018

Количество просмотров: 246

Метрологи Росстандарта рассказали, как противостоять обману на АЗС.

Если возникли сомнения — требуйте провести контрольный замер прямо здесь и сейчас.

Если, согласно техпаспорту, объем бензобака в вашем авто 50 литров, а на АЗС в него умудрились залить 55, вывод можно сделать только один: продавец топлива явно нечист на руку. Как заявила недавно Федерация автовладельцев России, недоливом бензина грешит абсолютное большинство заправок в стране: в ходе проведенного исследования на обмане покупателя попались 76 процентов АЗС из числа проверенных. Насколько честны с нами топливораздаточные колонки, попытались выяснить сотрудники Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан, выехав с показательной поверкой на одну из уфимских АЗС и пригласив с собой журналистов.

Пять миллилитров сверх

Именно поверка, пояснил начальник отдела поверки средств измерений механических величин ЦСМ РБ Павел Гарбуз, — та самая процедура, которая служит гарантией точности заправочного пистолета и защищает автовладельцев от жульничества со стороны заправщиков. Согласно закону, поверять свои бензоколонки владельцы АЗС обязаны не реже одного раза в год, приглашая для этого специалистов метрологической службы (в нашем регионе это только ЦСМ РБ). Убедившись, что показания табло не превышают допустимой погрешности (в среднем плюс-минус 50 мл на 10 литров объема), поверитель наносит специальные пломбы и клейма так, чтобы исключить несанкционированный доступ к регулировкам прибора. Без такой пломбы колонка к работе не допускается. Кроме того, персонал заправки обязан и сам регулярно делать замеры отпускаемых доз бензина при помощи мерника, который обязательно имеется на каждой АЗС и выполняет функцию контрольных весов. Если в ходе такого замера обнаружилось, что колонка привирает, ее останавливают, производят настройку и вновь приглашают метрологов для внеочередной поверки.
— Пломба на месте, — констатирует Павел Гарбуз, демонстрируя журналистам нутро колонки. — Сейчас посмотрим, что нам покажет контрольный замер.
Мастер АЗС опускает пистолет в 10-литровый мерник, оператор включает подачу АИ-95 и наполняет емкость. Сравниваем показания на счетчике колонки и шкале мерника. Получается, что бензина нам залили даже лишнего: 5 мл сверх запрошенного. Павел уточняет: погрешность при отпуске топлива может несущественно меняться в зависимости от температуры продукта. Теплое горючее имеет свойство увеличиваться в объеме, не меняя при этом своей массы. Отсюда совет водителям: летом старайтесь заправляться утром, пока топливо в резервуарах не нагрелось, — тех же 10 литров хватит на несколько километров больше.
С начала года специалисты ЦСМ уже поверили 3800 заправочных пистолетов в Уфе и республике, установленным требованиям не соответствовали пять. В целом охват поверками составляет более 90 процентов имеющегося в регионе парка бензоколонок, что в принципе исключает такое явление, как массовый недолив, утверждает Павел Гарбуз.
— Скорее всего, речь идет о полулегальных заправках, где вообще игнорируют процедуру поверки, — говорит он. — Это уже сфера деятельности надзорных органов — Роспотребнадзора и Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта, только они имеют право выезжать на АЗС с плановыми и внеплановыми проверками. Если же говорить о крупных сетях, я считаю, у нас в республике такой проблемы нет. Хотите, дадим вам мерник, сами поездите с ним по заправкам. Гарантирую — недолива не будет.

Водитель, бди!

В том же самом заверили журналистов на самой АЗС, правда, попросив обойтись без имен и фамилий.
— Зачем заправке плохая репутация? — развел руками мастер. — Мы никого не обманываем, для любого, кто попросит, сделаем контрольный налив, покажем все пломбы. Бывает сложно, если на заправке в это время много народа, приходится отвлекаться, люди ждут, нервничают, кто-то просто уезжает, мы теряем выручку. Но никому в контрольной пробе не отказываем, потому что в точности своих колонок уверены.
И тем не менее, как на условиях анонимности поведал «РБ» бывший работник уже другой АЗС, недолив на заправках скорее правило, чем исключение. Там, где есть возможность украсть, устоять против соблазна российский человек не может, не тот менталитет. А способов обмануть, как и в любой сфере торговли, у заправщиков множество, от дедовских до самых продвинутых, с использованием компьютерных технологий. Даже ничего не «подкручивая», при заправке вашей машины пистолетом опытный работник легко может «сэкономить» литр — достаточно в нужный момент просто отпустить рукоятку.
К каким конкретно уловкам прибегают на АЗС, стараясь «развести» клиентов, — тайна сия велика есть. Судя по обилию самой разноречивой информации, набор хитростей на каждой заправке свой. Кто-то утверждает, что пришедшую с завода топливораздаточную колонку сразу же настраивают так, чтобы допустимую погрешность «минус 50 мл» прибор воспринимал как норму — мол, это едва ли не повсеместно принятый «стандарт», таким способом продавцы топлива страхуются от непредвиденных потерь. Одни довольствуются этим законным минусом, другие идут дальше. Есть умельцы, способные подделать пломбу после взлома. Есть специальная программа, позволяющая мгновенно менять задания компьютеру, управляющему подачей топлива. При обнаружении недолива в случае контрольной закупки сотрудники заправки настаивают на повторной проверке, одной клавишей корректируют объем отпуска бензина — поймать их за руку в данном случае вообще невозможно.
Наряду с высокими технологиями по-прежнему в ходу всевозможная кустарщина вроде перегиба заправочного шланга. Разумеется, речь не идет о крупных заправках с собственной службой безопасности, но где такая возможность есть, работники АЗС не упустят случая заставить водителей платить за воздух как за горючее. Запрещение заливать бензин в металлические канистры и прочие емкости, что на заправке объяснят требованиями противопожарной безопасности, — тоже, по мнению многих, повод задуматься о честности данной АЗС.
Недолив топлива в Росстандарте сегодня признают серьезной нерешенной проблемой. В числе предложений — провести комплексную внеплановую проверку всех производителей и поставщиков топливораздаточных колонок на российском рынке и скорректировать ГОСТ для более надежной защиты от несанкционированного доступа к их настройкам. Высказывается также идея наряду с обычными мерниками использовать проточные датчики расхода топлива. Пока же специалисты службы призывают водителей самим проявлять бдительность: как везде и во всем, каждый у нас сам за себя.

СПЕЦИАЛИСТЫ СОВЕТУЮТ

  • Не соблазняйтесь более низкими ценами на топливо, заправляйтесь на тех АЗС, каким привыкли доверять.
  • Как правило, на заправках крупных брендов горючее недоливают реже, чем на малоизвестных АЗС вдоль трасс.
  • Заправляйтесь самостоятельно, не прибегая к помощи персонала АЗС, и не забывайте смотреть на счетчик колонки.
  • Если возникли сомнения, немедленно обращайтесь к представителю АЗС с претензией на недолив и требуйте провести при вас контрольный замер с помощью мерника. Вам также обязаны предъявить документы, свидетельствующие о прохождении ежегодной поверки, с датой ее проведения. В случае отказа пишите жалобу в адрес руководства компании и обращайтесь с просьбой проверить работу АЗС в инспектирующие органы — Роспотребнадзор и Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта.

МЕЖДУ ТЕМ
Массовый недолив на заправках эксперты объясняют тем, что некрупные компании вынуждены приобретать топливо по цене, превышающей розничную, и, кроме как обманывать потребителей, другого способа работать с прибылью у них нет. Проверив в режиме «тайного покупателя» 34 АЗС в 13 субъектах страны, Федерация автовладельцев России установила, что среди вертикально интегрированных компаний («Роснефть», «Лукойл», «Башнефть» и др.) недолив составил 20%, среди федеральных и крупных региональных сетей — 81%, среди мелкосетевых и частных АЗС — 100%. Средний недолив оценивается в 5,05%, которые можно приплюсовать к цене за литр бензина.
В свою очередь, Независимый топливный союз заявил, что попросил юристов оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд.

Источник:http://resbash.ru/stat/2/11923