06.05.2021
Количество просмотров: 198
Российские мошенники взяли на вооружение новый прием. Они научились использовать роботов, похожих на тех, которыми пользуются финансовые организации, обзванивая клиентов с индивидуальными предложениями. Эксперты рассказали «Известиям», какие приемы есть в арсенале аферистов и как защититься от них.
Жертвами «банковских» мошенников ежегодно становятся сотни тысяч человек. Согласно данным исследования компании Brand Monitor, проведенных на основе данных ВЦИОМа, в прошлом году мошенники похитили у россиян почти 150 млрд рублей. При этом чаще всего люди сталкивались с махинациями с банковскими картами. Средний ущерб граждан от таких звонков варьировался от 27 тыс. до 50 тыс. рублей.
— В последнее время мошенники стали использовать роботов. Они делают это в целях экономии усилий на первом этапе разговора — так идет отсев потенциальных жертв, которые не ведутся на их уловки и сбрасывают звонок, — объясняет Алексей Коняев, руководитель практики аналитических решений для противодействия мошенничеству и финансовым преступлениям SAS Россия/СНГ.
По его словам, основным инструментом мошенников остается психологическое давление: если человек не сбросил звонок и проявил заинтересованность, то его переводят на человека — якобы сотрудника банка, который продолжит разговор. Потому отличить злоумышленника от настоящей финансовой организации будет нетрудно.Почти все мошенники одинаково отличаются от роботов и сотрудников банков, говорит руководитель направления информационной безопасности ITGLOBAL.COM Александр Зубриков. Во-первых, причина звонка обязательно будет тревожной: кто-то пытается совершить платеж вашей картой или снять средства. Во-вторых, мошенники почти всегда запрашивают данные карты (номер, ПИН-код, CVV-код) или предлагают перевести средства на «безопасный» счет.
— Настоящий сотрудник банка никогда не будет выспрашивать информацию о данных карты, тем более трехзначный код на ее обратной стороне, — объясняет Алексей Коняев. — Да, в начале беседы он назовет ваши имя и фамилию, попросив подтвердить, вы это или нет, это предписано правилами, но больше никакой личной информации собеседник выведывать не станет. Кроме того, мошенники в отличие от сотрудников банка активно используют методы психологического давления — пытаются запугать человека, прибегая к таким аргументам, как «нужно действовать срочно», «ваши средства в опасности» и так далее.
В основе схем мошенников лежит одна и та же идея — напугать человека потерей денег и получить данные карты. Но сценарии они используют разные — и постоянно придумывают новые.
— Они могут заверять, что банк увидел попытку совершения несанкционированной операции и данные нужны для ее отмены. Или присылать SMS о поступившей крупной сумме средств, а потом звонить под видом сотрудника банка и говорить, что деньги зачислены ошибочно, а потом просить данные для отмены, предлагая оставить определенный процент суммы «за неудобства». Естественно, после этого с карты исчезают все деньги, — говорит собеседник «Известий».
По его словам, в последнее время участились случаи, когда мошенники представляются уже не сотрудниками банка, а представителями правоохранительных органов. Человеку звонят якобы из полиции и предлагают приехать в отделение для дачи показаний. Потом мошенник говорит, что уголовное дело заведено в связи с подозрительными операциями по карте, переводит звонок на «сотрудника Центробанка», а дальше включается «развод» по известной схеме — у запуганной потенциальной жертвы выведывают данные карты якобы для проверки операций, а на самом деле для хищения средств.
— Если говорить о техническом арсенале мошенников, то они, конечно же, следят за новыми решениями и стараются их использовать. Так, в последние годы они всё активнее прибегают к инструментам для подмены телефонных номеров, например банка, полиции или суда, — добавляет эксперт.
— У сотрудников банка эти сведения есть, а у мошенников, как правило, нет. Спросите, из какого офиса или отделения банка вам звонят и по какому адресу он располагается, — советует Черкасов.
На то, что человеку звонят мошенники, может указывать ряд косвенных факторов. Это, в частности, попытки звонящего узнать полный номер карты клиента банка, а также пароли или коды, которые клиенту могут приходить на мобильный телефон.
— Главное — сохраняйте спокойствие, не совершайте необдуманных и поспешных действий. Не сообщайте о себе и своих счетах и картах никаких сведений, — говорит Александр Зубриков.
После разговора с подозрительным абонентом собеседник «Известий» советует сразу же перезвонить в банк по проверенному номеру и сообщить о ситуации. Как правило, надежные номера размещены на оборотной стороне карты. Кроме того, контакты также можно найти на официальном сайте банков.
Тем, кто всё же стал жертвой мошенников, необходимо первым делом позвонить в банк и заблокировать карту, по возможности попросить отменить трансакцию. Если мошенникам удалось получить конфиденциальные данные и совершить перевод, то помимо обращения в банк необходимо написать и заявление в полицию, отмечает Александр Зубриков.
В случае, если сумма похищенных денежных средств более 2,5 тыс. рублей, это будет расцениваться как преступление (ст. 159 УК РФ, «Мошенничество»), а если менее указанной суммы, то как административное правонарушение (ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение»), говорит юрист Олег Черкасов.
Изображение использовано с открытых источников