Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

ОСАГО ждет перемен

23.10.2013

Количество просмотров: 329

За выплатой по ОСАГО, если пострадали только два автомобиля и нет раненых, водители должны будут обращаться только в свою страховую компанию. Прямое возмещение ущерба для таких случаев сделают безальтернативным. Это прописано в поправках к закону об ОСАГО, которые обсуждались на парламентских слушаниях.

Как напомнил участникам заседания первый вице-премьер правительства Александр Жуков, еще в декабре 2012 года правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. В апреле он был принят в первом чтении. Сейчас в преддверие вторых слушаний к нему подготовлено огромное количество поправок, которое и предстоит обсудить экспертам.

Поправки в закон об ОСАГО предусматривают увеличение лимита выплат: по ущербу жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, по материальному ущербу - до 400 тысяч. При этом выплаты по здоровью должны быть фиксированными, как это сделано в обязательном страховании опасных объектов и страховании перевозчиков. Пострадавший в любом случае получит возмещение и по строго фиксированным ценам.

Другое новшество, это сделать, так называемое, прямое возмещение ущерба безальтернативным. Сейчас, если столкнулись два автомобиля, и не пострадали люди, то водитель может обратиться за возмещением в компанию, в которой он сам страховался, или в страховую компанию виновника. Но зачастую сами страховщики под любыми надуманными предлогами отказывали в прямом возмещении ущерба и направляли пострадавших в компанию виновника. Между тем, как сообщил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин, практика применения прямого возмещения показала, что количество жалоб на страховщиков сократилось в два раза. Еще бы, ведь своего клиента обижать совсем уж зазорно.

Именно поэтому необходимо сделать эту услугу безальтернативной. Это позволит не только улучшить качество работы страховщиков но установить единый порядок урегулирования убытков. С этим предложением согласились все участники слушаний.

Один из острых вопросов - это методика расчета ущерба. Причина более половины всех жалоб и судебных исков - низкие выплаты. Причем зачастую возникают следующие казусы: оценщик страховщика насчитал одну сумму, оценщик пострадавшего другую, а привлеченный судом эксперт третью. Происходит это потому, что сейчас существует пять различных методик расчета ущерба. А между тем еще до вступления в силу закона ОСАГО Минтрансу было поручено разработать одну, но единую. Прошло 11 лет - единой методики до сих пор нет.  На этих слушаниях было предложено поручить разработку такой методики РСА с привлечением экспертов, а Центральному Банку РФ, как мегарегулятору, проконтролировать эту работу, и обеспечить принятие данного документа.

Поправки в закон предусматривают и такую вещь, как претензионный порядок по ОСАГО. Например, сейчас водитель может обратиться за выплатой к страховщику, а может сразу в суд. Этим правом пользуются недобросовестные автоюристы. Они как бы перекупают у потерпевшего его ущерб, а потом через суд получают со страховой компании огромные суммы. Претензионный порядок исключит такую возможность. А заодно разгрузит суды. Сейчас по ОСАГО проходит более 600 тысяч судов в год.

Согласно новому порядку, пострадавший сначала должен обратиться за выплатой ущерба в страховую компанию. Если с выплатами возникли проблемы, то необходимо подать жалобу в страховую компанию. А если и после ничего не удалось изменить - только тогда идти в суд.

С этим большинство присутствующих тоже согласилось, но при одном условии. Сроки рассмотрения жалоб должны быть четкими и короткими. Большое количество споров вызвало предложение о расширении применения Европротокола. Напомним, что это возможность оформить небольшую аварию без вызова ГИБДД. Это возможно сделать, если в ДТП участвовали только две машины, оба участника застрахованы по ОСАГО, нет человеческих жертв и участников нет разногласий в обстоятельствах аварии. Сейчас максимальная сумма, на которую мог бы рассчитывать пострадавший при подобном оформлении аварии, ограничена 25 тысячью рублей. В поправках предусмотрено увеличение лимита выплаты до 50 тысяч. А в четырех регионах - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - предлагается расширить выплаты до полного покрытия ОСАГО.

Страховщики согласны на такой шаг, но при условии, что у обоих участников автомобили оборудованы приборами фото- видеофиксации (проще говоря, авторегистраторами) и навигационными системами. Первые позволят установить, что авария действительно была. Вторая позволит также четко установить, что авария произошла именно в одном из этих четырех регионов, а не в другой области, на которую данные исключения Европротокола не распространяются.   

Однако Минфин предложил распространить такое покрытие на все города-миллионники, а также дать возможность ЦБ распространять эту услугу на города с населением более 500 тысяч жителей. Это предложение готово поддержать ГИБДД. Дело в том, что такой способ оформления позволит сократить пробки. Между тем, по данным Госавтоиспекции, мелкие аварии этих четырех регионов - это лишь 25 процентов от всех мелких аварий. Если прибавить города-миллионники, то это составит процентов 35.

Однако страховщики очень боятся мошенничества. По словам Павла Бунина, от 10 до 20 процентов выплат страховые компании производят мошенникам. Поэтому лучше сначала обкатать расширенный Европротокол в четырех регионах, а потом уже думать, как расширять зону его применения. Пока вопрос остался открытым.

Увеличение выплат, расширенный Европротокол - все это хорошо, но вопрос - во сколько это обойдется автовладельцам? А вопрос тарифов на ОСАГО стоит очень остро. За 10 лет действия этого вида страхования тариф не менялся ни разу.

Сейчас в проекте предлагается ввести некий тарифный коридор. Однако, по словам Бунина, практика страхования перевозчиков показывает, что 88 - 99 процентов компаний держат тарифы на нижней планке. Тоже самое произойдет и в ОСАГО. А значит, компании будут работать себе в убыток. Произойдет еще ряд банкротств. Для примера, сегодня на рынке ОСАГО работает 101 страховщик. В 2003 году их было более 180. Повышение выплат при устаревших тарифах до добра не доведет. По словам председателя Экспертного совета по законодательству о страховании при комитете Госдумы по финансовым рынкам Александра Коваля, задержки и занижение выплат страховщиками - это результат низких и несбалансированных тарифов.

Как отметил в своем выступлении президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, все озвученные предложения по стабилизации рынка  не заработают, если не будут пересмотрены тарифы. Вторые слушания по закону об ОСАГО планируется провести в декабре.

http://www.rg.ru/2013/10/22/proekt-site.html