15.09.2021
Количество просмотров: 223
Телефонные мошенники обманывают россиян, представляясь их друзьями или родственниками. Для этого они используют поддельные телефонные номера и с помощью специальных программ пытаются менять голоса. «Известия» выяснили, как отличить мошенника от вашего близкого человека, врача или банковского сотрудника и что делать, если вы уже стали жертвой обмана.
Иногда телефонные мошенники пытаются подделывать голоса «родственников», используя программы, отмечает Мясоедов. Однако в массовом доступе пока нет инструментов, позволяющих качественно копировать чужой голос в реальном времени, поэтому распознать фальшивку все-таки можно, утверждает директор компании «Антифишинг» Сергей Волдохин. В случае если такие технологии появятся, бороться с преступниками будет куда сложнее.
— Для этого используются SIP-клиенты, которые позволяют совершать звонки по сети интернет. SIP (Session Initiation Protocol) — это протокол передачи данных, описывающий способ установки и завершения пользовательского интернет-сеанса, включающего обмен мультимедийным содержимым (в данном случае, IP-телефония). Этот протокол был разработан группой специалистов еще в 1996 году и три года спустя стандартизирован, — рассказывает эксперт.
Для того чтобы обманывать пользователей, существуют две схемы: мошенник, являясь SIP-клиентом, может вручную устанавливать любой номер телефона, который будет отображаться у абонента, которому он звонит. В другом случае преступники могут взломать контакт-центры или автоматические телефонные станции (АТС) и осуществлять звонки через них. При этом они получают доступ к целому пулу телефонных номеров и могут использовать их в качестве исходящих номеров при звонках абонентам, говорит Андронов.
— Оперативно определить, от кого на самом деле производится звонок, практически невозможно, для этого требуется специальное оборудование, — отмечает собеседник «Известий». — Потому при подозрительных звонках лучше положить трубку и перезвонить самому.
По словам директора департамента анализа защищенности компании Digital Security Глеба Чербова, мошенническая схема с использованием программы Caller-ID также не нова. Метод используется для обмана не только пользователей, но и банков, использующих в качестве авторизующего фактора номер звонящего в IVR-системах — интерактивных голосовых меню.
— Подделав номер, злоумышленники могут получать информацию о состоянии счета и прочую информацию, которую впоследствии станут использовать уже в основном сценарии, — говорит собеседник «Известий».
В некоторых случаях мошенники представляются близкими людьми, нуждающимися в помощи. Но чаще всего они звонят от лица «сотрудников банков», отмечает юрист.
— Недавно злоумышленники придумали новый формат: сначала звонить и представляться службой безопасности банка, а затем, когда человек уже сбросил звонок, перезванивать в качестве сотрудника правоохранительных органов, якобы вычисляющего телефонного мошенника, и просить посодействовать, попутно выманивая данные, — говорит Шайдуллина.
В большинстве своих схем мошенники пытаются сыграть на страхах своей жертвы, говорит Венера Шайдуллина. Люди боятся потерять деньги или близкого человека, который звонит и сбивчиво сообщает, что он в беде и просит о переводе средств.
— И там и там мошенники настаивают на оперативности ваших действий, не давая опомниться, — отмечает собеседница «Известий». — В Банке России даже составили специальный словарь мошенника: «служба безопасности», «подозрительная трансакция», «срочно», «быстрее», «перевод на ваш резервный счет». Если слышите подобное — бросайте трубку.Рекомендации по борьбе с телефонными преступниками остаются неизменными: не разглашать свои персональные данные и не сообщать коды, полученные в SMS-сообщениях от банка, напоминает руководитель группы консалтинга Positive Technologies Сергей Пузанков. Как только у вас появляются сомнения, заканчивайте разговор и звоните по официальному номеру банка, указанному на карте.
— Если вас уже обманули, нужно сразу позвонить в банк и заблокировать все операции по карте. Затем в течение суток написать заявление в офисе банка, а также на сайте ЦБ и в полицию, — говорит юрист Венера Шайдуллина.
Впрочем, вероятность поимки таких преступников невысока. Как правило, мошеннические колл-центры создаются в местах лишения свободы либо на территории стран бывшего СССР. Это позволяет им оставаться вне досягаемости и безнаказанно грабить доверчивых россиян, объясняет директор компании «Антифишинг» Сергей Волдохин.По словам Сергея Пузанкова, в ряде западных стран уже научились бороться с таким мошенничеством: телефонные сети внедряют специальные средства, способные распознать звонок с подменным номером.
— Справедливости ради нужно сказать, что подобные системы используют и некоторые российские операторы. Различие состоит в том, что у нас это реализуется на уровне операторов, а там — на уровне государства с участием всех участников рынка, что дает большую эффективность, — резюмирует Пузанков.
Изображение использовано из открытых источников