16.03.2016
Количество просмотров: 239
15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Международная Федерация потребительских организаций (CI) ежегодно определят тематику приуроченных мероприятий. В 2016 году этот день пройдет под девизом «Исключить антибиотики из меню».
Люди стали использовать антибиотики массово и бесконтрольно. Но даже не принимая их как лекарства, мы все равно получаем в больших количествах их вместе с едой. Антибиотики включают в корм для скота, ими колят бройлеров, и даже добавляют в моющие средства.
Общество защиты прав потребителей не первый год поднимает проблему содержания антибиотиков в отечественных продуктах питания. Мы неоднократно проводили экспертизы мяса и молока, и всякий раз обнаруживали образцы, содержащие антибиотики. В настоящее время в России микроскопические дозы сильнодействующих лекарств присутствуют в большинстве молочных и мясных продуктов.
В животноводстве антибиотики используют по двум причинам. Первая – для того, чтобы вылечить животное. Но редко кто пролечивает одну особь, обычно лекарство скармливают целому стаду. На фермах, где скот содержат в антисанитарных условиях, антибиотики прокалывают «для профилактики» незадолго до забоя. Потому что лекарство стоит дешевле достойного содержания. Вторая причина – многие антимикробные препараты, к примеру, нитрофураны и фторхинолоны, как и гормональные корма, являются стимуляторами роста, и скот растет на них как на дрожжах. Несмотря запреты, с ними, при анализе мясной продукции, в том числе мяса кур, сегодня в России сталкиваются не реже, чем с тетрациклинами. Россельхознадзор регулярно находит в пробах мяса запрещенные медпрепараты. В среднем забраковывается больше половины из проверенных образцов.
По показаниям ветеринаров использовать определенные антибиотики в животноводстве можно, но к моменту забоя животного, они должны быть полностью выведены из его организма. Например, у коров с молоком лекарство выводится в течении 14 дней. Все это время животное должно стоять на карантине. Однако такой простой производителям невыгоден, поэтому пролеченных животных начинают вводить в здоровое стадо раньше времени. Молоко пускают в производство, и оно попадает на полки магазинов и рынки. Кстати, фермерское молоко или молоко с маркировкой «органический продукт», которые многие потребители считают более полезными и безопасными, исходя из результатов проверок, таковыми не являются. Мы закупали образцы фермерского молока на рынках, в автоматах, и получали положительные анализы на тетрациклин. На этом препарате хотелось бы остановиться отдельно. Он медленно выводится из организма и обладает кумулятивным эффектом, а накапливаясь способен привести к глухоте. Это следует знать любителям молока, в рационе которых оно присутствует ежедневно. Не стоит доверять и «органической» продукции. Эта декларация не проверяемая, так как нет ни критериев, ни системы контроля и проверки.
Любые антибиотики, даже в микроскопических дозах, попадающие в организм человека с продуктами питания, негативно влияют на микрофлору кишечника. Во-первых, они токсичны и убивают полезную микрофлору. Во-вторых, повышается риск распространения устойчивости микробов к разным формам антибактериальных препаратов. Как следствие, в будущем лечение такими антибиотиками для человека будет неэффективным. В США, например, ежегодно около 3 тысяч человек умирают из-за того, что существующие антибиотики их вылечить не могут, так как организм сумел привыкнуть к ним через продукты животноводства.
Сегодня в России ситуация обстоит не лучше. Достаточно найти в интернете любой открытый тендер на поставку ветпрепаратов, например, для свиноводства: здесь и В-адреностимуляторы (ускоряют рост животного), и антибиотики, и другие препараты на сотни тысяч рублей. И их покупают не про запас.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что полный отказ от антибиотиков в сельском хозяйстве невозможен. Он приведет к вспышкам инфекций, передающихся людям через зараженную продукцию животноводства и птицеводства. В этом вопросе главным гарантом безопасности должен выступать государственный контроль со стороны федеральных ведомств и органов исполнительной власти. Однако, сейчас централизованное управление безопасностью сельхозпродукции отсутствует. Контролем использования антибиотиков для лечения животных занимается не Россельхознадзор, а муниципальные власти. А что творится на местах, остается только догадываться.