21.03.2017
Количество просмотров: 314
Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов обратился к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с предложением заставить изготовителей продуктов делать упаковку более читаемой, сообщает Парламентская газета.
По мнению парламентария, необходимо законодательно установить, что информация о сроках годности, составе и прочих сведениях, обязательных к размещению на упаковке пищевой продукции, должна занимать не менее 30 процентов от её площади.
Дополнения Тюльпанов предлагает внести в статью 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки», а также в статью 10 Федерального закона «О защите прав потребителей». Он также сообщил, что уже начал работу над законопроектом и намерен внести его в Госдуму в весеннюю сессию.
Информация не для всех
Действующее законодательство подробно оговаривает перечень данных, которые изготовитель товаров должен поместить на упаковку. Сюда входит как информация по составу продукта и сроках его безопасного употребления, так и рекомендации по способам его приготовления, а также сообщения из чего сделана упаковка. Однако форма публикации этих данных законом не оговаривается, поэтому информация зачастую размещается мелким шрифтом, который невозможно разобрать без увеличительного стекла.
«Малозаметная маркировка на практике вводит в заблуждение потребителей, приводит к росту поступления в розничную продажу просроченных товаров, а также продуктов, состав которых может принести тяжкий вред здоровью граждан», — рассказал сенатор.
Первый зампред думского Комитета по экономполитике, промышленности и предпринимательству Владимир Гутенёв предложение коллеги из Совфеда поддерживает. Он уверен, что затраты производителей на «переупаковку» будут минимальными, а пользы для потребителя эта инициатива принесёт много.
«Пожилые люди и слабовидящие сегодня лишены возможности получать информацию о составе товара, нанесённую на упаковку мелким шрифтом, — рассказал депутат «Парламентской газете». — С другой стороны, если товар достаточно большого размера, то упаковка, которая на треть посвящена составу продукта, будет выглядеть комично. Возможно, следует законодательно обговорить не площадь, а минимально допустимый размер шрифта для такой информации».
Малозаметная маркировка на практике вводит в заблуждение потребителей, приводит к росту поступления в розничную продажу просроченных товаров, а также продуктов, состав которых может принести тяжкий вред здоровью граждан.
Кроме того, полагает парламентарий, можно предусмотреть оборудование сетевых магазинов специальными считывающими устройствами, которые по штрих-коду могут выдавать покупателю информацию не только по цене продукта, но и составу, энергетической ценности и срокам годности.
Светофор на продуктовой полке
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин констатирует, что ситуация с маркировкой в России удручающая. В этом плане мы сильно отстаём от развитых стран.
«Срок годности продуктов наши люди более или менее научились находить и читать, но это не главная проблема, — рассказал он «Парламентской газете». — На этикетках нет информации о вреде еды: количестве в ней сахара, соли и трансжиров. С этой точки зрения наши упаковки малоинформативны».
Именно эту информацию следует делать читаемой, ибо данные по составу продукта не дают ясного ответа на вопрос, безопасен ли этот продукт. «Избыточно полностью детализировать состав, потому что обычному человеку такая информация ничего не даст, если он не увлекается практической химией», — пояснил Янин.
Упаковка должна подсказывать потребителю, как выбрать полезную и безвредную еду. «В стране сейчас несколько миллионов диабетиков, а половина взрослого населения страдает от ожирения, — продолжил эксперт. — Нужно влиять через этикетку на культуру потребления, как это делают европейцы и в ряде других стран».
Чтобы к каждому батону или стаканчику йогурта не пришлось приклеивать буклет с подробной информацией о качестве продукта, специалист предлагает «подсвечивать» её графически, в формате светофора. На фронтальной стороне упаковки в режиме «красный», «жёлтый», «зелёный» в небольших кружочках размещать данные о составе жиров, сахара и соли. Это не займёт много места на этикетке, но позволит потребителю легче ориентироваться и вовремя остановиться перед товаром с тремя красными «стоп-сигналами». По словам Дмитрия Янина, в тех странах, где внедряли эту систему, спрос на нездоровую еду падал.
Менять техрегламент непросто
Безусловно, для государства важно контролировать то, чем питаются его граждане, так как это вопрос здоровья нации и сэкономленные бюджетные деньги, которые сегодня уходят на лечение диабета и болезней, спровоцированных лишним весом.
Информация на этикетке должна читаться
Законодатели уже не первый раз обращаются к проблеме читаемости этикеток, но продвинуться вперёд в этом вопросе пока не удавалось. Ровно год назад, например, был отклонён законопроект, который предлагал менее радикальные требования к надписям на упаковке. Согласно документу, информация о сроке годности товара должна занимать не менее 10 процентов площади упаковки и быть легкочитаемой. Норма должна была затронуть упаковки продуктов питания, парфюмерии, медикаментов, бытовой химии и других подобных товаров.
Однако Правительство тогда дало отрицательное заключение на законопроект, мотивировав это тем, что поправки нельзя вносить в российское законодательство без учёта требований соответствующего техрегламента Таможенного союза. А чтобы поменять техрегламент, необходимо согласовать эти поправки с правительством стран ТС.
И всё же опыт корректировки техрегламента, причём свежий, у нас есть. С 1 января вступил в силу техрегламент, который обяжет производителей маркировать продукты, содержащие пальмовое масло.
Информация об этом должна указываться на этикетке крупными буквами. А нарушителей техрегламента, использующих в производстве молочной продукции растительные жиры, но не указывающих это, ждёт штраф до одного миллиона рублей.
Какую информацию пишут на упаковке