06.08.2024
Количество просмотров: 151
Владельцу подземного гаража на законных основаниях будет отказано в оформлении в собственность или аренду земельного участка над гаражом. Для доступа в гараж возможно только установление сервитута. Если же над подземной стоянкой есть хоть какая-то наземная постройка, власти не смогут отказать в оформлении земли. Об этом говорится в правительственном законопроекте, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. «Парламентская газета» выяснила, чем обусловлены поправки в ряд законов, а также узнала, как проходит «гаражная амнистия», объявленная три года назад.
Главное — что на земле
Законопроект, вносящий изменения в законы о гаражных объединениях и о введении в действие Земельного кодекса, Росреестр подготовил во исполнение июньского постановления Конституционного суда. Высшая судебная инстанция тогда направила на пересмотр дело абаканца Игоря Ермака, который не смог получить ни в аренду, ни в собственность земельный участок, на котором у него расположен гараж. Его сооружение имело подвальную часть, а на поверхности были «стены (частично), перекрытия и крыша». Конституционный суд указал на отсутствие ясности в законодательном регулировании этого вопроса, предписал принять меры к устранению выявленной неопределенности, а до этого — не препятствовать собственникам частично или полностью подземных гаражей или гаражных комплексов, зарегистрированных в установленном порядке, требовать заключения договора аренды на земельный участок.
Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Росреестра, законопроект вводит понятия наземных и подземных гаражей, а также подземных гаражных комплексов и устанавливает, в каких случаях их владельцам могут предоставить соответствующие земельные участки.
«Земельный участок собственникам подземных гаражей предоставляться не будет, для доступа можно будет оформить сервитут. В части наземных гаражей законопроектом вносится уточнение, что возможно предоставление земельного участка, даже если такой гараж имеет подземную часть. Раньше часто по этому основанию отказывали в предоставлении земельных участков. При этом в случае, если гараж имеет как наземную, так и подземную часть, то земельный участок предоставляется только под наземной частью», — подчеркнули в ведомстве.
Максимально просто
В России с 1 сентября 2021 года действует «гаражная амнистия», позволяющая в максимально упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на гаражи с соответствующими земельными участками. Под амнистию попадают объекты, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса, а именно до 30 декабря 2004 года, расположенные на государственной или муниципальной земле и не признанные самовольной постройкой.
По словам главы думского Комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, соавтора закона о «гаражной амнистии», к моменту его принятия в 2021 году в России, по предварительным оценкам, существовало больше миллиона незарегистрированных гаражей.
«Граждане могут воспользоваться «гаражной амнистией» или нет — это их право, а не обязанность. Но если они оформят собственность, их права будут защищены, никто не сможет отобрать гараж и земельный участок. При этом они смогут подарить, продать, заложить или передать гараж и земельный участок по наследству. Закон защитит права и интересы граждан, он будет достаточно широко применяться», — рассказал тогда «Парламентской газете» Крашенинников.
Он также пояснил, что при «гаражной амнистии» в собственность оформляется весь объект — как гараж, так и земля. Для этого законодатели определили особую процедуру подачи документов. К одному заявлению можно приложить документы, которые подтверждают правомерное использование гаража и земельного участка. Это могут быть справка о выплате паевых взносов в гаражном кооперативе, членская книжка, землеотводные документы, решение о выделении земельного участка под строительство гаража, выданное организацией, в которой человек раньше работал, договоры о подключении к электрическим или инженерным сетям, заключенные до 2004 года, квитанции об оплате коммунальных услуг или техпаспорт на гараж.
По данным Росреестра, предоставленным нашему изданию, с момента старта «гаражной амнистии» и по состоянию на 30 июня текущего года сотрудники ведомства поставили на кадастровый учет 148,7 тысячи гаражей и 269,3 тысячи земельных участков под ними общей площадью более 8,2 миллиона квадратных метров.
Причины пробуксовки
На сайте Росреестра представлен порядок действий для упрощенного оформления гаражей. Особенно подробно описан земельный вопрос. Так, если раньше участок не был «образован», не поставлен на кадастровый учет и его не межевали, то необходимо обратиться в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения участка. Затем нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления этого участка, а к нему приложить все документы, подтверждающие владение гаражом. При положительном решении администрации следует обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он отмежевал участок и изготовил технический план на гараж. После постановки участка на кадастровый учет нужно вновь обратиться в администрацию. Решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимают органы местного самоуправления. Если найдутся ограничения в его использовании, либо участок обременен и не должен предоставляться в частную собственность, то его предоставят только в аренду.
Вице-президент движения автомобилистов России, почетный адвокат Леонид Ольшанский считает, что под руководством Крашенинникова был принят очень важный закон с прекрасной концепцией, которая заключается в том, что любые документы подтверждают право собственности. Однако в этом процессе не последнюю роль играют местные власти, из-за чего амнистия и «пробуксовывает».
«К сожалению, препятствием для реализации этого закона являются местные власти. Они под любым предлогом тормозят пакет документов, который по закону надо передать в органы Росреестра, пишут банальные фразы о том, что земельно-правовые отношения не оформлены, и под этим предлогом не дают согласия», — рассказал «Парламентской газете» эксперт.
По словам Ольшанского, у городских администраций есть на то свои корыстные причины. Ведь если право собственности не оформлено, гаражи можно снести, а так как земля сейчас дорогая, особенно в городах-миллионниках, ее выгоднее отдать под строительство жилых домов или торговых центров.
«Прослеживается тенденция не давать все документы на приватизацию гаражей, чтобы эту землю использовать более экономически выгодно. При этом в городах сейчас наблюдается острая нехватка парковочных мест. Все это звенья одной цепи: отказ в приватизации, снос гаражей, которым уже по 50-70 лет, и повсеместная организация платных парковок», — заключил эксперт.
Источник: "Парламентская газета"
Изображение размещено из открытых источников