28.10.2022
Количество просмотров: 104
С 1 ноября в России начнет действовать ГОСТ поверки счетчиков воды. Документ предполагает, что выполнять такие работы могут только специалисты из компаний, получивших лицензию. Также впервые закреплены способы самой поверки. Новые правила помогут в борьбе с мошенниками, которые берут деньги и исчезают. Специалисты подчеркнули: список всех добросовестных компаний есть на сайте Росаккредитации, и обычно из-за большой загруженности их сотрудники никому сами не звонят и не ходят по квартирам.
Согласно документу, проводить такие работы могут только аккредитованные компании. Проверить организацию, чтобы убедиться в компетентности ее специалистов, можно в специальном реестре на сайте Росаккредитации, подчеркнули в Росстандарте.
— Это крайне важно знать гражданам, чтобы не стать жертвой мошенников. Специалисты добросовестных компаний, которые работают по ГОСТ и имеют лицензию, никогда не звонят никому сами и не ходят по квартирам из-за сильной загруженности. Если к вам обратился такой сотрудник, можно с очень высокой долей вероятности говорить, что это аферист, — рассказала зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Татьяна Разворотнева.
Также важно знать, что счетчики горячей и холодной воды практически никогда не проходят поверку одновременно: как правило, они служат разный период, сказала парламентарий. По словам эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, обычно это четыре года для приборов измерения горячей воды и шесть — для холодной. Если же не сделать поверку вовремя, плата за ЖКХ начисляется по нормативу, который обычно завышен, напомнил он.
Мошенники часто предлагают провести поверку сразу обоих счетчиков и берут за это гораздо большие деньги, чем эта работа стоит на самом деле, сказала Светлана Разворотнева. В среднем услуга стоит около 850–1200 рублей за прибор, отметил Павел Склянчук. Иногда аферисты предлагают провести работу, наоборот, дешевле — за 400–600 рублей, добавил он. Зачастую мошенники обзванивают граждан примерно за 3–6 месяцев до планового срока поверки по слитым в интернет базам жильцов и, представляясь сотрудниками госструктур, запугивают разными санкциями, рассказал эксперт.
— Узнать дату реальной поверки можно, позвонив в управляющую компанию или посмотрев на сайте региональных подразделений Росаккредитации. Также она указана в паспорте на прибор, а в некоторых регионах эта информация прописывается в платежках за ЖКУ, — рассказала Светлана Разворотнева.
Аферисты работают за наличные деньги, в то время как легальные компании принимают оплату после проведения работ и выдают квитанцию об оплате, отметил Павел Склянчук. Нередко мошенники еще и специально бракуют прибор, чтобы предложить заменить его на новый за дополнительную плату, рассказал эксперт.
Кроме того, даже если аферисты и проводят поверку на самом деле, они не заносят данные о ней в единую систему «Аршин», сказала Татьяна Вепрецкая. То есть фактически она становится бесполезной.
«Известия» направили запрос в Росаккредитацию и Минстрой.
По большому счету, решающего влияния на качество услуг по поверке счетчиков воды стандарт не окажет, считает заместитель исполнительного директора по технологической политике Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Георгий Самбурский. Новый ГОСТ просто обобщает имеющийся опыт и требования, и его применение необязательно, пояснил он. Впрочем, если какая-то компания заявит, что работает по стандарту, она уже будет обязана соблюдать все указанные в нем правила, отметил юрист Владлен Васильев.
— Всё было бы проще, если бы данную услугу оказывали централизованно. И отвечала бы одна компания за целый дом, выбранная или жильцами, или управляющей организацией, — считает экономист, независимый эксперт в сфере ЖКХ Егор Клопенко.
Сейчас слишком много сторонних организаций работает с домами, и правильнее было бы, чтобы УК сама оказывала эти услуги или проводила конкурс и выбирала единственного поставщика такой услуги, согласен гендиректор ПАО «ГИТ» Валерий Ковалев.
Нужна полноценная интеграция между двумя госсистемами — «Аршин» и ГИС ЖКХ, считает Павел Склянчук. Пока же жильцам приходится предоставлять в управляющие компании акты в бумажном виде после проведения поверки, пояснил он.
Изображение размещено из открытых источников