Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Суд запретил сотовым компаниям передавать рекламщикам данные о поведении абонентов в Интернете

19.06.2017

Количество просмотров: 257

Арбитражный суд Москвы оштрафовал сотовую компанию за незаконную передачу личной информации своих клиентов дельцам-рекламщикам. По мнению экспертов, это дело может стать важным прецедентом, защищающим граждан от назойливого спама.

За передачу данных абонентов рекламодателям интернет-поисковиков будут штрафовать. Фото: Олеся Курпяева

На сторону уходили не просто персональные данные - имя и номер - а сведения об электронной жизни человека: что ищет в Интернете, что пишет, и тому подобное. Это позволяло бизнесменам прицельно, как они считают, атаковать гражданина рекламой. Допустим, если где-то в переписке промелькнуло слово баня, ему тут же приходит спам с приглашением в сауну. А после невинной фразы "извини, забегался", человека забросают рекламой фитнес-центров, кроссовок и спортивной формы.

На языке специалистов это называется таргетинг. С помощью специальных программ отслеживается поведение пользователей, и на основе полученной информации человеку высылают якобы адресную рекламу. В большинстве случаев такой спам попадает пальцем в небо. Однако если бы от таких систем совсем не было пользы, они бы вряд ли применялись.

Попытки приструнить интернет-дельцов предпринимаются давно. Несколько лет назад некий житель Екатеринбурга устал терпеть назойливых рекламщиков и подал иск к одному из крупнейших в стране поисковиков, в котором интернет-бот читал его личную переписку, а затем приставал с различными рекламными предложениями. Компания уверяла, что не читает запросы, а только сканирует, мол, нет ли там чего-то незаконного. Тайные связи с рекламщиками в интернет-гиганте отрицали. Тем не менее Мосгорсуд оштрафовал компанию на 50 тысяч рублей.

На этот раз претензии были предъявлены сотовой компании. Роскомнадзор подал иск о привлечении одного из крупных операторов к административной ответственности - и выиграл дело.

Между сотовым оператором и рядом фирм были заключены договоры о предоставлении информации о запросах абонентов к сайтам с целью последующего целевого размещения рекламы. Судом было установлено, что получаемая таким образом информация позволяет прямо или косвенно идентифицировать пользователя как определенное физическое лицо (субъект персональных данных). При этом суд подчеркнул, что предоставление указанных данных третьим лицам может осуществляться только с согласия абонентов, но подтверждающих это документов представлено не было.

Если рекламщики до смерти надоели, можно пожаловаться в Роскомнадзор, чтобы он проверил сотового оператора

Передача личной информации абонентов третьим лицам - незаконное дело, если только сам абонент не подпишет документ, дающий на это согласие. Суд указал, что, согласно закону о связи, не только данные, позволяющие идентифицировать абонента, но также и сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента, относятся к сведениям об абонентах, которые нельзя без согласия граждан передавать третьим лицам.

Проблема "Больших данных" существует с тех пор, как появился Интернет: каждый пользователь оставляет часть информации о себе по всей мировой паутине. Тот факт, что телекоммуникационные компании усугубляют утечку информации, конечно, огорчает, однако не является ключевым звеном проблемы.

 

Закона, запрещающего распространять рекламу таким способом, пока нет, однако отрегулировать это явление все же можно, обращаясь к закону об информации, персональных данных, связи и рекламе. Руководитель практики информационного права Анна Никитова считает, что современное общество давно нуждается в создании интернет-законодательства, которое определяло бы четкие границы взаимодействия пользователей в интернет-пространстве. Также эксперт подчеркивает отсутствие в правовых документах таких определений, как "таргетированная реклама" и big data, и предполагает следующее решение законодателями этой проблемы. Внесение дополнения в понятийный аппарат законодательных актов, трансформирование принципов по обработке персональных данных. Также пересмотрение содержания и порядок получения согласия на обработку личной информации при ее применении в рекламной и иных видах деятельности.

Пока же законодательство не проработано, эксперты советуют, во-первых, тщательно читать договоры с сотовыми компаниями. Это не поздно сделать в любое время, даже если давно пользуетесь своим номером. На какой-нибудь десятой страничке мелким почерком вполне может найтись какой-либо мелкий пункт, где вы разрешаете (не подозревая о том) отдавать свои данные на сторону. Вы вправе вычеркнуть этот пункт.

Во-вторых, если рекламщики до смерти надоели, можно пожаловаться в Роскомнадзор, чтобы он проверил вашего сотового оператора. Как подтвердил арбитраж, сотовые компании не вправе раскрывать посторонним коммерсантам не только ваши имена и фамилии, но и какие-то личные подробности вашей интернет-жизни.