23.08.2022
Количество просмотров: 162
До нового учебного года — чуть больше недели. Готов ли ваш ребенок к возвращению к учебе психологически и как его подготовить так, чтобы у него появилось желание вернуться за школьную парту и получать новые знания? Психологи рекомендуют в первую очередь возобновить привычный распорядок дня и поговорить с детьми о школе. Что нужно обсуждать с ребенком и какие действия предпринять, чтобы ему было проще возобновить учебу, — в материале «Известий».
Детский психолог Екатерина Маденко сказала «Известиям», что готовность детей, которые уже ходят в школу не первый год, измеряется не «жаждой знаний» ребенка, а в целом желанием встретиться с друзьями, пробежаться по коридорам и т.д.
— Понятие «готовность к обучению включает» физиологическую — состояние здоровья; психологическую — способности, реакции, характер; социальную — умение находить общий язык с другими; личную готовность — желание, — говорит она.
Важнее и другой вопрос: как после трех месяцев каникул вернуть в рабочий режим ребенка, который привык спать до 11 утра, заниматься своими делами и гулять с друзьями целый день?
Победитель всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2017», психолог Елена Болдырева замечает, что есть достаточно большая категория детей, которые уже в конце августа с нетерпением ждут, когда начнется школа, есть и те, кто скучает по учителям и самим урокам.
— Если же ребенок не хочет в школу, важно выяснить причину, — сказала она «Известиям». — Бывает так, что он не хочет, скажем так, без особой причины — и мне кажется, что это тоже норма. Мы, например, взрослые люди, после отпуска тоже думаем: здорово было бы еще недельку отдохнуть. У детей это работает точно так же.
В таких ситуациях она рекомендует побеседовать с детьми примерно такими словами: «Слушай, было бы здорово, если бы каникулы длились подольше. Мне жаль, что у тебя заканчиваются каникулы».
— То есть не делать неприличным его нежелание, — сказала Болдырева. — Для определенных категорий детей такие разговоры уже сами по себе являются достаточно мотивирующими. Ребенок сам осознанно выбирает: было бы здорово продлить каникулы, но нужно идти в школу. В таком случае он будет более ответственно относиться к школьным делам.
Болдырева замечает, что можно даже сохранить время каникул в виде фотоальбома — не для того, чтобы потом погружаться в тоску по лету, а чтобы восстанавливать свою энергию за счет приятных эмоций в плохие дни.
— Когда во время учебного года проблемы у ребенка наслаиваются одна на другую, ему кажется, что весь мир состоит только из проблем, — говорит психолог. — Такой альбомчик станет хорошей помощью для того, чтобы расширить восприятие ребенка, что мир не одним цветом выкрашен, что есть очень много оттенков, много разных цветов, полутонов.
Психолог АНО Родительский центр «Подсолнух» Елена Петрусенко говорит, что важно сначала сконцентрировать внимание не на том, чтобы открыть учебники и всё вспомнить, а на школьной атмосфере.
— Родителю важно понять: чем он может быть ребенку полезен, чего ему не хватает, чтобы было комфортно учиться, — рассказала она «Известиям». — Родитель должен донести, что готов помогать ребенку. Доверившись маме и папе, дети сразу могут вспомнить какие-то вещи, которые их окружают в школе. Например, выяснится: не хочет ходить в столовую, потому что там невкусно, — и вообще весь год не ел там, но не говорил об этом. Такие мелочи порой в текучке школьной жизни не проявляются.
С подростками, продолжает Петрусенко, особенно важно поговорить об атмосфере и разных ситуациях в школе. Если кого-то в школе травят — поговорить о буллинге, если были конфликты с учителем — обсудить это.
— Важно проговорить всё, что может волновать ребенка не меньше, чем уроки, — говорит Елена Петрусенко. — Важен позитивный опыт общения с родителями про школу.
Если у ребенка есть трудности с конкретным предметом, это тоже нужно обсудить. Выяснить, идет ли речь о том, что у ребенка просто нет склонности к этому предмету, или у него возникает страх учителя, страх неудачи на этом уроке. Возможно, дело с атмосферой в классе у конкретного учителя.
— Родителю полезно незадолго до нового учебного года спросить у ребенка: вспомни, какие предметы были в прошлом году, что вообще помнишь со школы? — говорит Елена Петрусенко. — Но спрашивать он должен не как контролер, а как фигура, которая помогает ребенку. Родитель должен стать напарником, который тоже помнит, как в сентябре было сложно вернуться в школу, но может помочь с этим. Задача не нагнетать, а поддерживать.
Психолог Яна Власова подчеркивает: родителям нужно выключить панику внутри себя, потому что очень часто они за школу переживают даже больше, чем дети, и у тех включается защитная реакция: они не хотят идти в школу.
Семейный психолог, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия» Елена Демченко отмечает, что после лета многие школьники, особенно вступившие в подростковый возраст, переживают о том, как их встретит класс, заметны ли у них физические изменения.
— Чтобы исключить стрессовую ситуацию, посоветуйте ребенку встретиться с одноклассниками в последние дни лета, пообщаться, поделиться впечатлениями, показать себя «нового», — сказала она «Известиям».
Создатель онлайн-школы ЕГЭLand Александр Филатов считает, что можно обновить рабочее пространство школьника, чтобы создать благоприятную для обучения обстановку.
— Оно должно быть одновременно комфортным — правильный стул, стол, достаточное количество света, — так и мотивирующим: можно повесить кнопочную доску с мотивирующими фразами, гирлянду, положить на стол красивую канцелярию, — сказал он «Известиям».
Кроме того, у младших школьников есть интерес к общению с другими детьми, говорит Петрусенко. Им важно поделиться своими впечатлениями, узнать, как прошли каникулы у одноклассников.
Яна Власова говорит, что младшим школьникам за несколько недель до учебы пора потихонечку напоминать, что скоро они пойдут в школу, встретятся с одноклассниками, будут делиться положительными эмоциями.
— Не нужно большой акцент делать на самой учебе, это их просто пугает, — говорит Власова. — Важны положительные эмоции от встречи с одноклассниками, или, например, с учителем, если ребенок его любит.
Психолог-эксперт «Актион Образование» Александра Фокина призывает не запугивать детей, мотивируя это подготовкой к школе. В разговорах с младшими школьниками можно опираться на гордость за достижения.
— Показывайте ребенку и другим членам семьи, как вам нравятся его умение: терпеливо помогал, аккуратно раскрасил, сумел сам решить проблему, — рассказала она «Известиям». — Это психологически укрепляет ребенка и дает базу для веры в себя при столкновении с трудностями.
Маленького ребенка, говорит Фокина, можно заинтересовать школой с помощью игры — пусть оценивает игрушки, ставьте «пятерки» учительским голосом за выполнение бытовых поручений. Вместе рассматривайте школьное имущество: желание обладать школьными вещами — пеналом, рюкзаком, строгой одеждой и т.д. — одна из составляющих готовности ребенка к учебе.
— Разговаривая о школе, не сводите все разговоры к ней. Говорите честно по содержанию: чего хотите, о чем беспокоитесь, что может быть сложно, — спокойно, поддерживающим тоном, — говорит Фокина.
Для подростков от 10 до 14 лет очень ценно сообщество.
— И здесь важно, как он будет выглядеть, — говорит Елена Петрусенко. — Важно, с каким рюкзаком ребенок пойдет в школу, какие футболки он будет носить, в чем будет ходить на физкультуру. Сборы в школу будут готовить его психологически к новому учебному году.
Яна Власова также отмечает, что подростки любят сам ритуал: пойти 1 сентября красивыми, с новыми рюкзаками. Когда же учеба начнется, важно интересоваться у них чувствами и эмоциями — не как сходил в школу и какие получил оценки, а как прошел твой день и что в нем было хорошего.
— Кроме того, нужно поговорить перед школой с ребенком о его интересах, о том, что изменилось за лето, и чему он научился за это время, — продолжает Петрусенко. — Какую книжку прочитал, как научился плавать в бассейне. Можно вспомнить и о прошлом учебном годе, о его положительных событиях: ты получил пятерку по математике, тебя хвалил учитель. Чтобы ребенок чувствовал свою самооценку и знал, что ее можно повышать в школе.
А вот со старшими школьниками, считает Елена Петрусенко, уделить внимание важно самостоятельности ребенка и проговорить с ним правила: ты будешь сам ходить на курсы; к тебе придет репетитор и ты сам его оплатишь; если не хочешь, я не буду поднимать тебя в школу, но ты сам должен вовремя просыпаться.
— Ребенку в этом возрасте важно, что его самостоятельность будет поддержана, — сказала она. — Нужно обсуждать с ним какие-то действия: во сколько мы с тобой встречаемся? Если нужно дать задание, нужно четко оговорить сроки, но заложить на выполнение чуть больше времени, чтобы ребенок успел ближе к сроку понять, что он «проваливается», и наверстать упущенное.
Петрусенко подчеркивает: всех детей важно хвалить по возрасту — странно хвалить юношу 16–17 лет за помытую чашку, но вот ребенку в семь-восемь лет нужно говорить, какой он молодец, каждый раз, когда он правильно собрал рюкзак.
Психолог «Онлайн-школы № 1» Кира Гольдштейн замечает, что нужно в общении с ребенком найти мотивацию к учебе, которая подходит лично ему.
— Одного ребенка будет мотивировать будущая желанная профессия, другого — обещанное вознаграждение в конце года, третьего — интересные занятия, которые школьник посещает дополнительно, — сказала она.
Есть иллюзия, что летом ребенок ничего не познает, но это, конечно, не так — особенно если родители всё-таки включены в его развитие. Даже чтение новой книги, навык полива огорода у бабушки — это всё равно познание нового. Ребенку важно показать, что он чему-то научился, — и настроить на то, что теперь нагрузка будет больше и более структурированная.
— Нужно объяснить ребенку, почему так происходит: летом мы расслабляемся, потому что очень жарко и мозгу трудно запоминать новое, — говорит Елена Петрусенко.
Психолог Наталья Искра говорит, что детям в норме должно быть любопытно и интересно всё новое, поэтому во время каникул самое главное — «не забивать интерес», разумно чередуя активный отдых с узнаванием нового: наблюдением за природой, посещением музеев, вкраплением исторической информации. За пару недель до школы полезно повторить пройденное с ребенком, говорит она.
— Если ребенок в начальной школе — в игровой форме, — сказала она «Известиям». — Идеально подойдут занятия, в которых нужно искать ошибки, — они пробуждают азарт и формируют у ребенка контроль.
Директор школы «ИнтернетУрок» Ольга Хасякова говорит, что можно познакомиться заранее с новыми учебниками и программой на год.
— Наверняка хоть одна тема по какому-нибудь предмету совпадет с интересами ребенка, — сказала она «Известиям». — Расскажите, что вас интересовало в его годы, какие книги особенно запомнились, а за что случалось заработать несправедливую оценку. Такие истории не только роднят нас с детьми, но и дают им стимул проявлять любопытство к учебе. Это касается и школьников младшего возраста, и подростков.
Яна Власова, однако, считает, что в августе нет никакой необходимости нагружать ребенка какими-то мозговыми активностями, разве что прочитать книгу из списка литературы на лето, чтобы прикоснуться к школьной программе.
Все специалисты, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что важнее всего перед школой вводить распорядок дня — и делать это нужно «уже вчера». Клинический психолог Олеся Иневская считает, что нужно установить школьный распорядок по крайней мере за 1–2 недели до начала учебного процесса, в том числе время приема пищи и перекусов должны совпадать со школьным расписанием.
— Также обговорите с ребенком, когда бы он хотел делать домашнее задание, — сказала она «Известиям». — Одним детям легче заниматься сразу после школы, другим нужен перерыв и им лучше выполнять домашнее задание после ужина. Постарайтесь вовлечь своих детей в принятие этих решений: чем больше у детей чувства контроля, тем больше у них мотивации.
Кира Гольдштейн замечает, что родителям важно донести до ребенка, что увеличение нагрузки, появление новых предметов — это еще и возможность узнать что-то новое, расширить свой кругозор. Можно предложить интересные материалы по новым темам: книги и фильмы, чтобы увлечь ребенка и не позволить создать ощущение скуки от нового предмета.
— Частая проблема при возобновлении учебы — непонимание, за что взяться, с чего начать, — сказал создатель онлайн-школы ЕГЭLand Александр Филатов. — В этом случае составьте вместе с ребенком комфортное расписание, в котором будут как школьные уроки, выполнение домашнего задания, так и кружки и отдых.
Изображение размещено из открытых источников