04.03.2016
Количество просмотров: 297
В связи с многочисленными обращениями потребителей о нарушении их прав при приобретении парфюмерно-косметических товаров различных торговых марок (Desheli, Kamilotract, by Salbador Dali, и т.п.) и оказании косметологических услуг, суть которых сводится к тому, что договоры купли-продажи и договоры на оказание услуг заключаются под неким воздействием со стороны организаций, считаем необходимым разъяснить следующее.
Согласно п.20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55, договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
В соответствии с п.2 ст.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров, а понуждение к заключению договора не допускается (п. 1 ст.421 ГК РФ).
Между тем ГК РФ закрепляет правовые основания признания судом сделок недействительными (ст.167 ГК РФ). Таковыми в частности, могут быть признаны сделки под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) или обмана (ст. 179 ГК РФ). Однако установить такого рода факты можно только в рамках соответствующего судебного разбирательства.
Следует понимать, если предметом договора является приобретение парфюмерно-косметических товаров надлежащего качества, то расторгнуть такой договор и вернуть товар не представляется возможным по следующей причине.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации и в него включены, в том числе парфюмерно-косметические товары.
Вместе с тем, если предметом договора является оказание косметологических услуг, то в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
По смыслу данной правовой нормы потребитель обязан возместить исполнителю его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа потребителя от исполнения договора.
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан настоятельно рекомендует до заключения и подписания договоров и иных документов, внимательно изучить их содержание. Если договор или иной документ, содержащий существенные условия, подписан потребителем, то, в соответствии с ГК РФ, это расценивается как согласие с предложенными условиями.