03.04.2025
Количество просмотров: 129
Уже в этом сезоне пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ) могут получить серьезные штрафы за несоблюдение скоростного режима или езду на электросамокате вдвоем. Новый законопроект, разработанный в Совете Федерации, увеличивает штрафы за нетрезвую езду на СИМ до 30 тыс. рублей. Подробности — в материале «Известий».
Законопроект, значительно увеличивающий штрафы для пользователей СИМ, готовится ко второму чтению. Об этом 2 апреля рассказал в ММПЦ «Россия сегодня» один из авторов законопроекта, первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин.
— Принятие этого закона скажется на снижении числа нарушений, совершаемых на электросамокатах. Штрафы в законопроекте существенно увеличены и введены новые составы — такие, как передвижение на электросамокате вдвоем, а также в нетрезвом виде. Будет много изменений. Ждем второго чтения. Надеюсь, что в этом сезоне пользователи начнут получать штрафы, которые существенно должны повлиять на снижение количества ДТП. На сегодняшний день штрафы составляют такой минимум, что людям проще заплатить, чем соблюдать правила дорожного движения, — рассказал Артем Шейкин.
В разговоре с корреспондентом «Известий» он отметил, что ко второму чтению убрана «вилка» штрафов и наказывать будут по верхней планке. Ранее законопроект устанавливал штраф от 20 до 30 тыс. рублей за управление СИМ в состоянии опьянения, за нарушение скоростного режима от 500 до 5000 рублей в зависимости от скорости, и от 2 до 3 тыс. рублей за нарушение требований к перевозке пассажиров.
Артем Шейкин также заявил о необходимости создания реестров, куда бы попадали все электросамокаты и электровелосипеды.
— Необходимо, чтобы у каждого такого транспортного средства был свой идентификационный номер, чтобы было возможно идентифицировать нарушителя и чтобы государство обеспечило неотвратимость наказания, — отметил он.
По словам сенатора, повышенные штрафы — не единственная мера, которая может повлиять на ситуацию с аварийностью СИМ. По его словам, ранее в правительстве состоялось посвященное СИМ совещание, в ходе которого обсуждалась ситуация с электровелосипедами мощностью свыше 250 Вт, обязательное ношение шлема, запрет поездок вдвоем и повышение минимального возраста пользования СИМ с 14 до 16 лет.
— После совещания было поручено проработать возможность передвижения на СИМ по пешеходным дорожкам с низкой скоростью, чтобы в местах больших скоплений людей она не превышала 10 км/ч, — отметил Артем Шейкин.
У инициативы Следственного комитета, который призвал приравнять всех пользователей СИМ к водителям, есть свои плюсы и минусы, считает сенатор.
— Наличие прав гарантирует, что самокатчики знают ПДД. Более четкое регулирование статуса водителя упростит привлечение к ответственности, стандартизируется подход к самокатам как к полноценным участникам дорожного движения. Из минусов — для таких больших городов, как Москва и Санкт-Петербург, эта мера скажется на туристах. Это усложнит доступ и затруднит развитие инфраструктуры, — рассказал Артем Шейкин.
Опрошенные «Известиям» операторы кикшеринга поддерживают инициативу Совфеда по ужесточению ответственности за нарушение ПДД водителями СИМ. Они рассказали, что сами значительно подняли штрафы для своих пользователей.
В «МТС Юрент» сообщили, что штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 100 тыс. рублей, передачу управления самокатом ребенку — до 10 тыс. рублей. Езда вдвоем обойдется в 5 тыс. рублей, неспешивание на пешеходном переходе — 1 тыс. рублей, неправильная парковка — 500 рублей. В 2024 году «МТС Юрент» выписал 190 тыс. штрафов по всей России, заблокировал почти 43 тыс. аккаунтов взрослых пользователей.
— Дополнительно с помощью сервиса идентификации «МТС ID» мы начали выявлять и блокировать аккаунты несовершеннолетних пользователей у себя в приложении. В 2024 году мы заблокировали более 10 тыс. аккаунтов детей, и в текущем сезоне эта работа будет продолжена — в том числе мы прорабатываем интеграции с банковскими ID — рассказали в пресс-службе оператора кикшеринга.
В пресс-службе Whoosh сообщили, что в прошлом сезоне выписали более 29 тыс. штрафов и заблокировали более 79 тыс. пользователей. Большая часть поплатилась за неправильную парковку.
— В Москве вместе с нами за порядком следят уличные камеры — например, выявляют неспешивание на пешеходных переходах. При наличии фотоподтверждения мы выписываем нарушителям штрафы. Замечаем, что большинство оштрафованных в дальнейшем эти правила не нарушают, — рассказали в пресс-службе Whoosh.
Операторы кикшеринга особо отмечают, что, согласно их статистике, нарушают правила менее 1% пользователей. Подавляющее большинство горожан ездят спокойно и аккуратно.
Вопрос не в том, чтобы принять новые штрафы, а в том, как это всё администрировать, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Вопрос правоприменения — как их ловить? Как определять мощность? У нас не запрещено эти средства покупать. Давайте мы всё это назовем «мопедами», и тогда у человека должны быть хоть какие то права. Если не будет строгой системы контроля, если их не будут «кошмарить», принятые меры будут работать, только когда что-то произойдет. Сбил электровелосипедист человека, поймали виновника, проверили мощность его электровелосипеда, и выяснилось, что он не имел права ехать по тротуару. Значит, наказывать его будут по полной программе, — считает эксперт.
Увеличение штрафов — не та сторона, с которой надо начинать, считает член Общественного совета при МВД Игорь Моржаретто.
— У нас СИМ обвиняют во всех проблемах, не пытаясь разобраться, что такое СИМ, и разобраться с травматизмом. Я видел цифры по погибшим в прошлом году: рост есть в сравнении с 2023 годом, но он явно замедлился. Более того, выяснилось, что среди погибших и раненых число пешеходов мизерное, а в основном это сами самокатчики. В идеале могут быть два варианта. Первый: каждому дать свою полосу, автомобилю — дорогу, пешеходу — тротуар а СИМ — велополосу. Второй момент: надо учить людей ПДД прямо со школы, — считает Игорь Моржаретто.
По итогам прошлого года число погибших в ДТП с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности выросло более чем на 25%. Об этом сообщил начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, выступая в Мосгордуме.
По его данным, число пострадавших в таких ДТП в 2024 году выросло на 44,5% и достигло 4591 человека (в 2023 году — 3177 человек).
Количество аварий с электросамокатами и прочими СИМ за год увеличилось на 42,8% и достигло 4426 случаев, тогда как в 2023-м количество таких ДТП составило 3,1 тыс.