Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Званые ГОСТы

24.07.2018

Количество просмотров: 276

Руководитель Росстандарта - о создании национальной инфраструктуры качества.
В ближайшее время мы ожидаем выхода постановления правительства, которое установит правила выполнения работ в области оценки соответствия. Оно закроет самые болезненные вопросы, о которых давно говорят госрегуляторы и бизнес. Это один из шагов на пути к формированию национальной инфраструктуры качества. Если совсем коротко, то государству предстоит создать зону доверия, где действуют механизмы саморегуляции и где и добросовестному производителю комфортно, и потребителю хорошо - он может быть спокоен за безопасность и качество своих покупок.

Рынок диктует правила

В СССР был Госстандарт, на тему инфраструктуры качества, кажется, никто не размышлял. Но и экономика страны строилась совсем на других принципах. Весь свой путь от фабричного конвейера до полки магазина товар оставался в одних руках - руках государства. И оно само и комплексно решало вопросы обеспечения качества выпускаемой и реализуемой населению продукции.

Рыночная экономика предполагает принципиально другую роль государства как регулятора и контролера соблюдения "правил игры", а также защитника прав и интересов потребителя. Важно понимать, что инфраструктура качества - это не одно или несколько ведомств, которые за все отвечают. Это институциональные условия, в которых государство выступает модератором - вырабатывает общие правила и гарантирует, что они будут соблюдаться.

В связи с этим важнейшее значение приобретает предоставление доступа к наилучшим технологическим практикам и передовым инструментам развития конкурентоспособности. Кстати, Россия вовсе не пытается идти особым путем. Национальная инфраструктура качества есть в большинстве экономически развитых стран, поддерживающих тем самым своих производителей не только на внутреннем рынке, но и успешно продвигающих товары на экспорт.

Слагаемые качества

Национальная инфраструктура качества состоит из четырех базовых элементов. В основе всего - стандартизация, то есть деятельность, направленная на выработку, принятие, внедрение и постоянную актуализацию стандартов, дающих рынку нужное качество. В России государству в этом всегда отводилась главенствующая роль и как инициатору новых разработок, и как держателю внушительного по объемам информационного фонда. Он включает, в том числе, наследие еще советской стандартизации, отнюдь не утратившей своей актуальности, а скорее наоборот - вновь востребованной у производителей, которые видят запрос потребителя на старые добрые ГОСТы. Сегодня Росстандарт работает над тем, чтобы сделать эту базу данных широко доступной - буквально по клику компьютерной мыши. Для этого содержимое фонда мы активно переводим в цифровой формат.

С другой стороны, жизнь требует постоянного и все более оперативного обновления старых и создания новых стандартов. К слову, вряд ли государственная система стандартизации справилась бы сегодня с такой задачей. Гораздо эффективнее предоставлять карт-бланш самим игрокам рынка, оставляя государству роль модератора тех дискуссий, которые должны предшествовать принятию новых стандартов.

Готов ли к этому рынок? Убежден, что да: мы видим, как активно бизнес работает над корпоративными и отраслевыми стандартами, которые являются основой для эффективного развития общенациональной и даже международной стандартизации.

Второй важный компонент инфраструктуры - метрология. Качество любой продукции имеет конкретные, измеряемые параметры. Так что нам не обойтись без технологий и инструментов, обеспечивающих единство и точность измерений. Их развитием в системе Росстандарта занимается целая сеть научных институтов и региональных центров. В их распоряжении одна из лучших в мире эталонная база и высокоточная контрольно-измерительная аппаратура.

Третья составляющая инфраструктуры - это контроль качества продукции. Это система лабораторий, испытательных центров и органов по сертификации, тестирующих продукцию и делающих выводы о ее соответствии или несоответствии установленным требованиям.

И, наконец, четвертый элемент предполагает аккредитацию, то есть признание компетентности организаций, которым можно доверить измерять значимые характеристики продукции, проводить ее тестирование, давать ей оценку и т.д.

Спрос на подделки не падает

Каждый элемент инфраструктуры качества взаимосвязан с другими. Убрав любой из них, мы теряем целостность и работоспособность всей системы. Можно иметь самую мощную эталонную базу, опережать весь мир по измерительным возможностям, использовать самые актуальные, суперсовременные стандарты. Но если у нас не все хорошо с тестированием продукции, инфраструктура, увы, хромает. Именно этим пользуются те, кто безнаказанно предлагают покупателям фальсификат и контрафакт.

С одной стороны, в России явно недостаточно лабораторий, где проводится тестирование и сертификация продукции, а с другой - те лаборатории, которые есть, остаются незагруженными. Отсутствие спроса на услуги лабораторий тормозит их развитие.

Если мы и дальше не сможем тестировать то, что к нам везут, так и останемся незащищенными от контрафакта

Но есть еще одна проблема: бреши в нормативной базе позволили расплодиться множеству недобросовестных, часто просто виртуальных организаций, чья деятельность сведена к банальной торговле фальшивыми сертификатами. Как раз на эти подделки, к сожалению, сохраняется огромный спрос, и государство в лице минпромторга и минэкономразвития, Росстандарта и Росаккредитации сейчас активно борется с этим злом.

Мы возлагаем большие надежды на новые правила оценки соответствия, предусматривающие упрощенную процедуру аннулирования недостоверных протоколов тестирования. Кроме того, потребуются и серьезные санкции для заказчиков - тех, кто решил воспользоваться услугами квазиэкспертов, кто покупает поддельные протоколы испытаний, обманывая покупателей липовыми сертификатами.

Рынок ждет защиты

Выгода бизнеса очевидна. Во-первых, производитель получает доступ к механизмам "поднятия планки". Ведь на кону качество собственной продукции и ее конкурентоспособность. Тем, кто работает на рынке "всерьез и вдолгую", придется соответствовать требованиям, иначе есть риск остаться без потребителя.

Во-вторых, это мощный стимул для выхода на новые, уже зарубежные рынки. Когда отечественным производителям станут доступны в России те испытательные возможности, которые требуются для выхода на экспорт, а их результаты начнут признаваться за рубежом, экспортеры смогут сократить свои издержки и получить "зеленый коридор" в любую страну.

И наоборот, если мы у себя в России и дальше не сможем должным образом тестировать то, что к нам везут, наш рынок так и останется незащищенным от поставок дешевого, но часто просто опасного контрафакта, производимого "специально для России". Расширение испытательных возможностей внутри страны создаст прочные барьеры на пути таких некачественных и небезопасных товаров. Поэтому развитие инфраструктуры качества мы считаем основной миссией Росстандарта и видим в ней огромный потенциал для роста российской экономики.

 

источник: http://rg.ru/2018/07/23/kak-proishodit-kontrol-za-kachestvom-produktov.html