Посещение ресторана или кафе предполагает соблюдение принятых в обществе требований и правил этикета. Однако, ситуаций, в которых нарушаются права потребителей, всё ещё много. Что же такого должно произойти, чтобы у посетителя заведения общественного питания появилась вполне обоснованная причина обратиться за защитой своих прав в уполномоченный государственный орган или общественную организацию?
Эти надуманные причины не являются поводом для того, чтобы не пускать вас в ресторан. Также персонал не имеет права отказывать вам в обслуживании. Право беспрепятственного посещения заведений общественного питания обеспечивается Конституцией Республики Башкортостан и Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». Отказать клиенту сотрудники ресторана могут только в единственном случае – если в заведении нет свободных мест. Ни в коем случае не должно быть дискриминации: отказа в связи с инвалидностью, цвету кожи, финансовому состоянию или национальности посетителя. Если же сотрудники заведения допустили подобное отношение к посетителю, необходимо вызывать полицию, составлять протокол и подавать в суд на заведение. Ситуация с дресс-кодом уместна и обоснована только в том случае, если об этом было сообщено заранее, и администрация заведения позаботилась о том, чтобы информация дошла до потенциальных клиентов.
Такие ситуации встречаются чаще всего. Позиция заведения общественного питания: человеческий фактор. Нередко в добавлении этого постороннего предмета подозревают и самого посетителя. Но если он уверен в своей правоте, то его позиция должна быть непоколебимой: либо не платить за блюдо, либо ему должны заменить блюдо на аналогичное. Разнообразие и вид посторонних предметов в блюде просто впечатляет и зачастую после таких «сюрпризов» пропадает желание не просто доедать или менять его на другое, но и вообще посещать данное заведение.
Ещё одно нарушение прав потребителя: несоответствие состава блюда, указанному в меню составу. Например, вместо краба – крабовые палочки, а вместо авокадо – огурец. В таком случае посетитель может не платить за это блюдо и требовать возмещения его стоимости или замены.
Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией, когда поданное вам блюдо совершенно не соответствует фотографии блюда в меню? Что в таких ситуациях делаете? Возвращаете его или просите официанта принести вам нормальное – соответствующее исходной фотографии или вернуть деньги. Все процедуры регулируются Законом РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» Пункт 4 статьи 4 указанного закона гласит о том, что, реализуя товар по конкретному описанию или образцу, продавец обязан предоставить товар потребителю, соответствующий указанным ранее параметрам. Значит, вы имеете полное право запросить возврат финансов или блюдо с ингредиентами в полном составе.
Посуда для сервировки стола стоит дорого. Битая посуда, особенно в ресторанах или других заведениях, – ещё дороже. И самое интересное, что в некоторых меню в заведениях есть этот пункт с оглашённой ценой за каждый конкретный битый предмет. Битую посуду просят оплатить отдельно или включают в общий счёт.
Как вы думаете – законно ли это?
При посещении ресторана посетитель заключает публичный договор с заведением, соглашается с его требованиями и правилами. Однако именно в такой ситуации клиент заведения должен быть предварительно ознакомлен с данными правилами и подтвердить факт того, что он всё понял. Зачастую этот момент упускается.
На самом деле платить за битую посуду необходимо только в том случае, если есть доказательства того, что это сделано намеренно. В противном случае потребитель может доказать через суд свою невиновность, либо представитель заведения докажет обратное. Размер ущерба в таком случае определяет суд. Для этого, администрация заведения должна вызвать полицию, заполнить протоколы, в которые должны быть внесены личные данные посетителя. В любом случае, для того чтобы доказать виновность конкретного посетителя и заставить его возмещать убытки необходимо будет вызывать полицию платить судебные издержки и посещать суды либо отправлять туда юриста. Не каждое заведение готово выполнять эти условия, и если быть настойчивым и просить вызывать полицию в ответ на обвинения в битье посуды или невыплату её стоимости – платить за бой посуды не придётся. В данном случае потребитель добивается справедливости только настойчивостью, либо платит по счетам.
Прежде всего, убедитесь, что ваши права на самом деле были нарушены. Плохое настроение официанта, салфетки не того цвета или сервировка стола не в том виде, в котором вы привыкли – не является нарушением прав. Это может быть недоработка или непрофессионализм персонала. И об этом вы честно можете указать в книге жалоб и предложений. Однако подобных пунктов в Законе о Защите Прав Потребителей нет, и это значит, что доказать свою правоту навряд ли получится.
Если же посетитель реально столкнулся с нарушением его прав, дискриминацией или невыполнением взятых на себя обязательств, то он имеет полное право обратиться в службу защиты потребителей или даже пригласить полицию для фиксации нарушения и дальнейшего обращения в суд. И самое главное: чтобы знать свои права, необходимо изучать данную информацию и Законы. Сделать это можно на сайте Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан. Помимо доступа ко всей необходимой информации, посетитель сможет задать вопросы специалистам на сайте и получить исчерпывающие ответы на них.