Доступ к разнообразным СМИ и Интернет-ресурсам предоставляет широкую возможность для каждого человека получить необходимую информацию. Важно научиться её отсеивать и выбирать самую актуальную и полезную. Ещё важнее выбирать достоверную информацию, которая могла бы существенно помочь, а не навредить. Почему навредить? Зачастую неправильное толкование Законов, правил или особенностей конкретного вопроса, может направить в неверное русло и человек вместо отстаивания своих интересов, получает печальный опыт, который затем выливается в недоверие к государственным инстанциям или общественным организациям. Именно поэтому Министерством торговли и услуг Республики Башкортостан (далее - Министерство) и иными федеральными и республиканскими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и некоммерческими общественными организациями ежегодно проводится комплекс работ и мероприятий, направленный на информирование потребителей, а также повышение эффективности механизма защиты их прав в рамках реализации государственной программы “О защите прав потребителей в Республике Башкортостан”, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 марта 2017 года № 107.
Главными задачами в области защите прав потребителей является не только помощь и отстаивание интересов потребителей при факте нарушения их прав, но и предупреждение такой возможности как таковой. Чем активней информирование и разнообразней мероприятия по повышению правовой грамотности населения – тем выше вероятность того, что количество жалоб сократится: потребители научатся отстаивать свои права как на стадии совершения покупки или заказа услуг, работ, так и при обнаружении недостатков в товарах и результатах оказанных услуг, работ в досудебном порядке. Именно с этой целью разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности механизма защиты прав потребителей.
Благодаря разнообразию предлагаемой информационной поддержки, получить необходимые данные и полезную информацию, не составит никакого труда.
Обучение
Одним из важных этапов деятельности Министерства в области защиты прав потребителей является обучение специалистов муниципальных образований и сельских поселений, осуществляющих консультирование населения в сфере защиты прав потребителей.
Образовательные мероприятия
Для обеспечения защиты прав потребителей на территориях сельских поселений разработан и внедрён эффективный типовой план мероприятий. В муниципальных образованиях нашей республики работают специалисты, которые предоставляют квалифицированные консультации и взаимодействуют со специалистами Министерства по вопросам защиты прав потребителей. Их помощь зачастую максимально эффективна при незамедлительном обращении к ним потребителей при обнаружении нарушений своих прав.
Активное информирование населения об их правах и должной реакции на нарушение – это помощь, благодаря которой, существенно сокращаются попытки отказа второй стороны урегулирования вопросов с потребителями в досудебном порядке, связанных с некачественным товаром или недобросовестно оказанной услугой (работой).
В 2020 году отделом по защите прав потребителей было рассмотрено более 900 обращений и практически каждое из них получило внимательное изучение, должную реакцию и положительный результат. Более 200 потребителям была оказана помощь в составлении исков и претензий.
В результате проведенных Министерством мероприятий потребителям в досудебном порядке возмещены возможные материальные потери на сумму более 12 млн. рублей.