Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Имеет ли право продавец требовать паспорт покупателя при возврате товара?

20.04.2016

Количество просмотров: 334

Имеет ли право продавец требовать паспорт покупателя при возврате товара?

1. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (ст. 18, 25), потребитель имеет право на обмен (возврат) товара надлежащего/ненадлежащего качества, если имеется кассовый или товарный чек, подтверждающий оплату указанного товара.
И тут же (ст. 18, 25 Закона «ОЗПП» и ст. 493 ГК РФ) даётся оговорка, что отсутствие у покупателя чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
2. Как видно на фотографии, продавец также требует предъявление паспорта.
Тут придётся основательно поломать голову:
Ни один из действующих на территории РФ законодательных актов (прежде всего, Закон «ОЗПП») не предусматривает необходимость предъявления паспорта при возврате товара продавцу и получении уплаченной за него суммы.
Кроме того, речь идёт о «документе, удостоверяющим личность». Однако, единого нормативно-правового акта, определяющего, что относится к документам, удостоверяющим личность не существует.
Всем известно, что Паспорт гражданина РФ является основным таким документом, однако, вопрос о том, что ещё относится к «документам, удостоверяющим личность» остаётся открытым.
Кстати, автор вышеуказанного объявления лукавит,  ибо нет закона, на который он ссылается. Существует лишь законопроект № 369593-3 (причём уже достаточно давно существует).

Приходится обращаться к другим законам:
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав….» документами, заменяющими паспорт гражданина являются:
— военный билет (или временное удостоверение военнослужащего);
— временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;
— заграничный паспорт;
— справка об освобождении (или справка лица находящегося под стражей);
— вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза и (или) миграционная карта и т.п. (для иностранных граждан или ЛБГ);

Указание продавца на конкретные часы обмена/возврата также является достаточно спорным моментом.

Продавец обязан принять требование/претензию от покупателя в день его/её подачи, а вот возвращает он денежные средства (в соответствии с Законом «ОЗПП» и иными н.п.а.) в различные сроки: от 3 до 45 дней — в зависимости от ситуации.
При этом любой неосторожный шаг с кассовой техникой или наличностью грозит продавцу штрафом на основании КоАП РФ (в частности, ст.15.1).

Итак:
возврат денежных средств покупателю действительно осуществляется на основании:

 расходного кассового ордера (чека, свидетельских показаний),
— письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества,
— предъявлении документа, удостоверяющего личность (т.к. это требуют подзаконные акты от кассиров; хотя и не возлагают такой обязанности на потребителей).

При этом, согласно ч. 1 ст. 502 ГК РФ «Покупатель вправе обменять (возвратить) купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом.

Отдельные правоприменители признают требования продавца предъявить документ, удостоверяющий личность, ущемляющими права потребителя (смотрите, например, пресс-релиз Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай на официальном сайте ведомства по адресу: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/press-reliz/363-14071 0.html).

В то же время действующее законодательство налагает на экономических субъектов ряд публично-правовых обязанностей. В этой связи помимо норм ГК РФ и Закона N 2300-I продавец обязан руководствоваться Положением Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее — Порядок ведения кассовых операций) и Методическими рекомендациями по учету и оформлению

операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации). Законодательство о защите прав потребителя не освобождает продавца от соблюдения требований данных нормативных актов. Так, согласно п. 10.3 Методических рекомендаций обмен (соответственно, и возврат товара в случае отсутствия аналогичного товара) или прием товаров производится на основании заявления покупателя, которое оформляется в произвольной форме. Затем товар передается продавцу, а продавец возвращает покупателю денежные средства. На полученный товар в двух экземплярах составляется акт о приеме товара (накладная). Один экземпляр акта (накладной) прикладывается к товарному отчету, а другой — отдается покупателю (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 09АП-4135/2009).

На основании акта о приеме товара (накладной) и заявления покупателя оформляется расходный кассовый ордер (форма N КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88) и выдаются денежные средства за возвращенный товар. Выдача продавцом наличных денег по расходному кассовому ордеру проводится при предъявлении покупателем паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, либо при предъявлении им доверенности и документа, удостоверяющего личность (п.п. 4.1 и 4.2 Порядка ведения кассовых операций).

Таким образом, продавец вправе требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, при возврате уплаченной за товар денежной суммы. Такой вывод подтверждает и правоприменительная практика  суда (смотрите апелляционное определение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22.11.2013 по делу N 11-37/2013)