Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Потребители стали зарабатывать на отмененных турах в Египет

09.03.2016

Количество просмотров: 265

Туристы через суд взыскивают не только 100-процентную стоимость путевок, но и компенсацию морального ущерба.

«Известия» сообщила о двух десятках случаев, когда суды принимали сторону пострадавших туристов и удовлетворяли иски о взыскании с туроператоров полной стоимости путевок и даже нравственного страдания. Все истории удостоились неоднозначной оценки как игроков туристического рынка, так и правозащитных организаций. Многие сходятся во мнении, что в данной ситуации возлагать ответственность лишь на туроператора и, тем более, требовать моральный ущерб – не только незаконно, но и аморально.

Напомним, перелеты в Египет были прекращены по указу президента В. Путина 8 ноября 2015 года, после крушения российского самолета. В итоге более 140 тысячам россиянам пришлось срочно менять свои планы на отпуск. Туроператоры предлагали клиентам три варианта: изменить направление, заморозить деньги и подождать, когда авиасообщение восстановят, либо аннулировать тур и вернуть средства за вычетом понесенных оператором расходов. Эту позицию поддержал Ростуризм, а Роспотребнадзор, наоборот, советовал туристам идти в суд и взыскивать убытки.

Как оказалось, некоторые суды действительно стали вставать на сторону потребителей. Закрывая глаза на то, что случай с Египтом квалифицировался согласно ст. 781 ГК РФ как форс-мажор, когда исполнитель не мог оказать услугу из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. «Все помнят, как принималось государством решение: случилась трагедия! Закон должен защищать и граждан, и участников рынка. А взыскание с ни в чем не виноватых компаний морального ущерба – это вообще аморально!» - высказался вице-президента Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

По подсчетам организации, в суд обратилось примерно 10-15 процентов туристов. Треть туристов выбрали переоформление путевок на другие направления, и примерно столько же заморозили вылет и ждут возобновления сообщения с Египтом.

Комментарий Андрея Семенова, юриста Общества защиты прав потребителей:

- Нельзя говорить о том, что это устоявшаяся судебная практика, так как число выигранных дел никак не репрезентативно. Применение нормы ст.14 закона «Об основах туристской деятельности», которая обязывает туроператора вернуть все денежные средства в случае возникновения угрозы безопасности туриста, в данной ситуации недопустимо, так как не были соблюдены все необходимые для этого условия. А именно: не было решения соответствующих органов госвласти, удостоверяющего наличие таких угроз, не было специального обращения от Ростуризма. Решение Министерства транспорта о прекращении авиасообщения с Египтом можно расценивать не более как: либо обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор), либо существенное изменение условий. А значит вгонять в прямые убытки только одну сторону – туроператора, недопустимо. По закону потребитель вправе рассчитывать на возврат части суммы, за вычетом расходов, которые понес туроператор.